Как так получилось, что теперь вы поёте с грузинской группой?

- Ребята обратились ко мне сразу с предложением, прислали свою музыку. Я о них ничего не знал, хотя они и на тот момент и на сегодняшний день являются самой известной группой в Грузии, по популярности их можно сравнить разве что с "Мумий Троллем" 15 летней давности у нас. В наши первоначальные планы входило записать одну-две песни не больше, но мы сдружились, мне их творчество понравилось. Я очень люблю Грузию, и я соскучился по рок-н-рольной сцене, поскольку за 2 года до это мы прекратили сотрудничество с группой "Бигуди".

А почему решили больше не выступать с "Бигудями"?

- Мы 10 лет работали вместе и вот решили, что хватит. Отношения у нас прекрасные. Мы дружим и всё в порядке. Конфликта не было, мы 10 лет прожили –вместе, вот и хватит. Надо как-то жить дальше и по другим поводам.

И "поводом" стала группа "Мгзавреби".

- Да, я приехал в Тбилиси, мы записали одну песню, потом ещё две, и поняли что нужно записывать альбом. И ещё мне настолько понравилось то, что делает группа "Мгзавреби", кстати, это название переводится на русский язык, как «путники», «пассажиры», "путешественники", что я захотел познакомить российского зрителя с ними. Но как это сделать? В каждом интервью говорить, что есть такая группа? Это неэффективно. И тогда мы решили сделать ряд совместных концертов в разных городах. Так вот, «Мгзавреби» - это самобытный коллектив с жизнерадостной, драйвовой музыкой, которую в России просто никто не играет, и уже очень быстро у них появилась своя публика. Они гастролируют по России уже без меня. Сейчас мы приступили к записи нового альбома, который будет скорее всего называться "Колыбельная для взрослого человека". И на концерте в "Крокусе" мы сыграем три новых песни из нового альбома и старый материал. Концерт в Крокусе будет самым большим. Мы, конечно, готовимся очень, хотя репетировать часто можем только по телефону.

Скажите, а молодые литераторы к вам вообще часто обращаются за советом?

- Такой период был, когда ко мне часто обращались, но я всегда отказывал. Я сам литератор и не могу оценить другого литератора, я всегда говорил тем, кто ко мне обращался, что ничего советовать им не буду. Я говорил, что если написание вашей книги зависит от моего мнения, если я вам скажу: "не пишите", и вы не будете писать – значит вы не литератор. Вы должны написать свою книгу в любом случае, а если вы её уже написали, то какая разница, что я об этом думаю. Помочь художнику не может никто – молодому, старому, какому угодно. Постепенно я вышел в такое поле, что ко мне за советом не обращаются, как и я ни у кого совета не спрашиваю и не спрашивал.

То есть творческому человеку не нужно помогать.

- Помогать художнику можно, но только уже состоявшему, который уже нарисовал картину. Если тебе это понравится, то можно показать это кому-то, собрать нужных людей. Когда я появился, у меня уже был спектакль "Как я съел собаку", поэтому помогали уже даже не мне, а моему спектаклю выйти на широкую сцену.

Как отличается то, что вы пишите для бумаги, от того, что должно сочетаться с музыкой?

- Для музыкального произведения я понимаю, что текст должен быть рассчитан на три-четыре минуты максимум. Я понимаю, что это должно быть две-три фразы, которые запоминаются и срабатывают. Такого в театре или прозе я не делаю. Миниатюры, кроме как для музыки, я не пишу.

А вы грузинский понимаете?

– Грузинский очень непростой, я знаю довольно много фраз. Когда грузины рядом разговаривают, я могу понять, о чём речь. И быстро на слух запоминаю, к примеру, я знаю тексты почти всех песен, которые мы совместно с "Мгзавреби" исполняем.

А что они поют по-грузински, что-то соотвующее вашим текстам?

- По-разному, в нашей первой песне "Сообщение другу" звучат стихи великого грузинского поэта Галактиона Табидзе, которые абсолютно совпадают с тем, о чём говорю я. Когда-то они поют просто без слов. В песне "Пойте мои друзья" они поют нараспев грузинские пословицы, очень мудрые и простые. Вот такое порой парадоксальное существование текстов получается.

В одной из последних ваших песен "Не пой один", говорится, что если будешь петь один, то тебе может показаться, что ты поёшь гениально и ты полюбишь себя. Вы считаете, что любить себя плохо?

– Хорошо к себе относиться – это хорошо, но возлюбить себя абсолютно – вредно. Если ты никого не любишь, и поэтому любишь себя, то это самое вредное.

Я так понимаю, что подобные мысли звучат и в вашем новом спектакле "Шёпот сердца", в котором сердце героя разговаривает с человеком?

– Там скорее мысль, что без понимания себя, не может быть понимание другого человека. Спектакль "Шёпот сердца" скорее о любви к жизни.

А вам удалось полюбить жизнь?

– С самого рождения.

То есть депрессий у вас не бывает, периодов отчаяния?

– Если бы у меня подобного не случалось, то я не смог бы про это написать. А у меня во многом про это и роман "Рубашка", и "Асфальт". Вообще, все мои герои более менее благополучны с точки зрения того, что у них есть работа, жильё, есть друзья, это не бомжи, не маргиналы. Но мои герои внутренне постоянно мучаются, страдают, но в тоже время в их жизни много радости. Они никогда не смогут сказать, что они живут прекрасно, они просто живут.

Когда вы приезжаете в Грузии, где культ радостных застолий и безудержного веселья, настолько вам это приятно или привычно?

– Это мне не привычно, потому что я из Сибири, из России, у нас не так. Но для меня это абсолютно естественно. Когда я приезжаю туда, то понимаю, что попал к своим. Единственное, что я понимаю, что так жить всегда мне не хватит душевных пружин, я могу жить так радостно и мощно только периодически. Я может быть веселюсь и радуюсь там больше, чем сами грузины, потому что у меня это ненадолго. Например, в прошлый раз приезжал, мы в небольшой компании за сутки выпили 50 литров имеретинского вина, так вот я в 11 часов уже был в свежей рубашке, счастливый, готовый продолжать, а ребята не могли подняться.

У вас есть какой-то любимый тост?

- У меня вообще все эти 12 песен с грузинами – это всё тосты. "Не пой один", "Колыбельная для взрослого человека" – это тосты. В "Пойте, мои друзья" получился такой тост: "Пойте друзья мои, пойте за столом, потому что, когда вы поёте, я дышу воздухом, в котором есть звуки ваших голосов. Я хочу дышать этим воздухом, и пока мы вместе, пока вы поёте, мне хотя бы ненадолго кажется, что я никогда не умру". Когда я произношу это, ребята всегда встают, но мне нравится, на разных застольях всё-таки произносить новые тосты, как собственно и принято в грузинском застолье.

А вы так и не вернулись в соцсети?

- Да, я как ушёл, так и не вернулся в блогосферу, более того, я отказался от компьютера. У меня даже адреса электронной почты нет. Дневник есть, я его пишу на бумаге, и его потом как-то выкладывают на сайт. Этот сайт не интерактивный, там невозможно оставить комментарий по поводу того, что я написал. Но даже, если бы и были там отзывы, я бы их не увидел – я не заглядываю в Интернет вообще.

То есть теперь вы не расстраиваетесь по поводу злых комментариев?

- Нет, на самом деле у меня появилось намного больше свободного времени. Потому что, когда я жил в соцсетях, у меня его совсем не было. Я даже жертвовал сном ради этого. У меня появилось время, которое я могу тратить на то, что невозможно оцифровать. Единственный вид искусства, который невозможно выложить в интернет – это театр. Спектакль можно увидеть только в театре, потому что на следующий день спектакль другой.