О чём спектакль

О самом важном на непонятном языке
Кастелуччи берёт за основу библейский сюжет воскрешения Иисусом Лазаря и ставит проблему принятия и неприятия смерти. Для этого он использует не только один из традиционных языков (в данном случае – русский), но и искусственный язык Дженералиссимо. Сначала Христос уговаривает Лазаря (который явно этого не хочет) покинуть пещеру на русском языке. Диалог повторяется пять раз, трансформируясь на новом уровне. На последнем уровне остаются всего четыре слова: «огонь», «блок», «метеор» и «апофема». Ими и выражают все свои эмоции Христос и Лазарь.

На кого смотреть

Смотреть на ближнего своего
Сцена и зрительный зал разделены условно. Все персонажи ходят мимо сидящих на полу зрителей и таким образом дают зрителю почувствовать себя участником действия. В ходе спектакля интерес невольно переключается со сцены на зрителя: эмоции людей постепенно переходят от любопытства к усталости, от усталости к безысходности, потом снова к любопытству – и так по кругу.

Зачем смотреть

Дженералиссимо, или Как на нём говорить
На спектакль стоит пойти хотя бы для того, чтобы понять, что такое Дженералиссимо. В программке к постановке можно найти даже специальный словарь, по которому я дотошно пыталась отследить смысл диалогов. Однако потом, признаюсь честно, у меня, как у зрителя неискушённого, возникло впечатление, что название спектакля является метафорой ко всей постановке: будто автор «Человеческого использования человеческих существ» наглядно демонстрирует, насколько бездарно и бесполезно все мы, люди, используем время друг друга.

Перлы

Зритель путешествует по театру
Со зрителем актёры напрямую общаются только языком жестов и знаков. Так, в ходе спектакля зрители вместе с актёрами перемещаются из одного пространства в другое. Сначала вдруг оказываешься в белой комнате, где круг со «словарём» Дженералиссимо вкатывают четыре человека в белых комбинезонах и противогазах, вводя его таким образом в действие. Потом зрителю знаками показывают, что нужно встать и идти, но куда –
непонятно. Поднявшись по нескольким лестницам, зритель внезапно оказывается у «пещеры», в которой похоронили Лазаря.