«Монах и бес» Николая Досталя – это фантастическая полукомедия, полупритча.
Когда монах Иван (Тимофей Трибунцев) появился на пороге монастыря первой половины XIX века, сбивая с себя огонь, который тут же загорался на его одежде снова, настоятель (Борис Каморзин) уже заподозрил что-то неладно. Игумен выбирал для странного монаха сложные послушания, а Иван с ними справлялся на ура. Колодец, который за месяц не вычистить, вычистил за час. С рыбалки притащил рыбину размером больше человека... А на исповедь Иван приходит, настоятель его спрашивает о грехах:
– Воровал?
– Да. Разве на Руси это грех? – отвечает Иван, а потом всё-таки кается, что его страшный грех – это любовь ко всему на свете – от кузнечика до врагов церкви православной...

В общем, в монастыре переполох, даже царь сюда заявился, которого Иван научил, как слюной карету починить. Избавился-таки настоятель от Ивана, творящего чудеса, сослал на одиночное поселение. Но вот беда, Иван всё это время и не один вовсе. Бес с ним живёт по имени Легион и постоянно его соблазняет. Но наш Иван на него управу нашёл, да так, что в итоге Легион этот после полёта с Иваном в Иерусалим в монастырь готов уйти.

– Может ли чёрт стать человеком? А чёрт его знает! – именно с этой идеи, озвученной сценаристом ленты Юрием Арабовым, по словам режиссёра, и родилась картина.

Как говорит Досталь, история монаха Ивана имела место в житиях и фольклоре.
– Например, есть житие Ивана Новгородского XII века, – рассказал Николай Досталь. – Там написано, как монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти». Монах сказал: «Отпущу, если меня свозишь в Иерусалим». Тот его за одну ночь туда-обратно свозил, но стал подбрасывать всякий компромат: бражку, бельё... И монахи связали Ивана Новгородского, положили на плот и в речку отпустили, а плот поплыл против течения. Монахи  – на колени. Впоследствии он стал архимандритом и святым. Мощи этого, уже святого монаха теперь в Софийском соборе в Великом Новгороде. Юра переплёл кусочки из различных историй и получился отличный сценарий. 

В фильме много про русскую душу и наши проблемы, вспомнили даже плохие дороги и коррупцию. Но по словам Юрия Арабова, не стоит «заниматься фетишизмом по поводу наших особенностей»:
– У русской души есть плохие черты и хорошие, как и у любого другого народа. Русской душе свойственно верие и безверие в одной упаковке,  азартный атеизм и азартный теизм. Но я тоже самое наблюдал и во французской душе. Вспомним хотя бы историю про то, что, когда был осквернён алтарь Нотр-Дам-де-Пари, повесился один известный французский философ. Ну вот какая там душа? И чем его душа отличается от нашей? Не стоит  заниматься фетишизмом по поводу наших особенностей. Мы должны жить и стараться делать жизнь, по крайней мере, не хуже. Вот я пытался сейчас с трудом сюда доехать, всё разрыто в Москве одновременно. Хотя должно бы, наверное, по частям. Понятно, хотели сделать лучше русской душе... Что ж, спасибо.  

Фильм про странного монаха Ивана выйдет в большой прокат в сентябре, сегодня картину можно увидеть на премьере в «Октябре» 29 июня.