3 декабря в российском прокате стартует новый фильм Стивена Спилберга по сценарию братьев Коэнов "Шпионский мост".

Действие фильма происходит на фоне серии реальных исторических событий и рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване (Том Хэнкс), который оказывается в эпицентре холодной войны, когда ЦРУ отправляет его на практически невыполнимое задание – договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота самолёта-разведчика U2. 

По сюжету бруклинский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс) и советский разведчик Иван Шишкин (Михаил Горевой) встречаются в 60-е гг. в Восточном Берлине и ведут переговоры об обмене разведчиками между американской и советской сторонами.

Признаюсь, я ещё не видела "Шпионский мост".
Любой человек, который читал что-то, кроме букваря, не может пройти мимо этого фильма. Потому что это кино Спилберга. Он великий кинематографист. "Шпионский мост" просто прекрасен и невероятно актуален! В моих сценах с Хэнксом выражена вся смысловая партитура кино. Здесь лбами сталкиваются интересы американской и советской сторон. Герой Хэнкса адвокат Донован приезжает в Берлин к моему герою Шишкину, главному кагэбэшнику всей Восточной Германии. Там есть такие фразы. Герой Хэнкса говорит: "Следующая ошибка правителей наших стран может стать последней ошибкой на Земле". Или он спрашивает моего героя: "Когда Абель вернётся, он будет в опасности?" И мой персонаж отвечает: "Честно? Судя по тому, как дела развиваются сейчас, мы все в опасности". Это настолько сегодняшняя история. И дело не только в самолёте в Турции, мы просто не понимаем, что творится вокруг. 

Нет перекоса в одну из сторон?
Ни в коем случае! Русские представлены очень достойно. Мой герой Шишкин такой же сильный, как его оппонент адвокат Донован. Главная роль, конечно, у Тома Хэнкса, но главный герой картины всё-таки советский разведчик Абель. Это "стойкий мужик", супергерой в исполнении потрясающего актёра Марка Райлэнса. И вообще, на мой взгляд, "Шпионский мост" – самое патриотическое кино о России, сделанное нерусскими за последнее время.  

А в фильме есть сцены из жизни Спилберга?
Да. Причём он мне рассказывал больше, чем вы увидите в кино, и даже больше, чем было в сценарии. Когда наши запустили спутник, в США была чудовищная паника: "Зачем этот запуск? Они будут нас облучать, бомбить?" Это сейчас для нас: летит какая-то железяка в небе. А тогда никто не знал, что это такое. Стивен был ещё маленьким мальчиком. В фильме есть сцена, где сын героя Хэнкса набирает вёдрами воду в ванну и говорит: "Если русские нас будут бомбить, не будет электричества и воды". Это история самого Спилберга. Это он набирал ванну.

Вы подружились со Спилбергом?
С ним невозможно не подружиться. Сначала меня отвезли на пробы грима и примерку костюма – меня подстригли, подобрали костюм, там было около 20 вариантов. И только потом повели знакомиться со Стивеном. Сам иду и думаю: "Ничего себе!"

Коленки тряслись?
Нет. Я же взрослый мужчина!.. Но сердце сильно стучало. Помню, один голос во мне говорил: "Спокойно, веди себя сдержанно!" А другой: "Чёрт возьми, это же Спилберг!" И вот под их дружное бормотание  появляюсь на съёмочной площадке, а там как раз перерыв. Я узнал Стивена издалека – по шляпе, в которой он всегда ходит. Когда я его увидел, было ощущение, что я под железнодорожным мостом. Он разворачивается и, замечая меня, расплывается в улыбке: "Майкл, привет! Как доехал?" Ощущение, что он весь день только и делал, что меня ждал. Стивен отводит меня в сторону и начинает делиться собой, рассказал о своих родителей, которые в детстве жили под Одессой, про отца, который по-прежнему помнит русский язык… Мы мгновенно нашли общий язык. Внимательно всматриваясь в моё лицо, он вдруг жестом позвал гримера и стал объяснять, что хотел бы видеть подробные прожилочки на моем лице. Дело в том, что мой герой Шишкин, по сценарию воевал, а значит человек пьющий. Прямо перед моим носом водит дужкой своих очков, представляете! Спилберг! Сам! А я стою и думаю: "Тыкай в меня пальцем, делай, что хочешь!" После этого перед каждым выходом на съёмочную площадку мне накладывали грим по полтора часа. Может, когда вы будете смотреть фильм, вы их даже и не заметите, эти прожилки, но именно такая скрупулезность в работе и помогает сделать кино совершенно другого – голливудского уровня. Здесь важна каждая мельчайшая деталь. Именно это помогает мне создать как можно более точно моего героя на экране. 

Вы играли в "Умереть, но не сегодня". Это повлияло на то, что вас выбрали в "Шпионский мост"?
Отчасти да. После съёмок в бондиане и ещё в ряде зарубежных картин, в том числе и для Би-би-си, всем стало ясно, что я как раз англоязычный русский артист, снимающийся за рубежом, поэтому предложение сняться в "Шпионском мосте" не было для меня сюрпризом. 

Как проходил ваш день на съёмках? 
В шесть утра подъём. В семь уже на площадке. Там же вкусный завтрак. Затем грим, а это часа на полтора-два. Ну а потом репетиции и съёмка или ожидание, пока снимаются кадры без тебя. Том Хэнкс шутил: "Они платят мне за ожидание. Актёрство бесплатно – это я и сам люблю!"

Сделали селфи с Хэнксом и Спилбергом? 
Сделал. Только не селфи, а нормальные фотографии. Вопреки расхожим представлениям о капризных звёздах и Том, и Cтивен с душевной готовностью и даже, кажется, с большим удовольствием делают фотографии. Стивен даже режиссировал наши фото на телефон, выбирал, где нам встать, чтобы свет падал лучше.

Неужели Хэнкс не капризничал?
Нет! Я это даже представить себе не могу. Всегда бодр, весел, открыт к общению.  Чем масштабнее артист, тем свободнее он, в нём нет капризов, понтов и  ложного пафоса. Хэнкс – 58-летний хулиган. 

Правда? Почему хулиган?
Он очень звонкий человек! Несколько часов мы вместе проходили одну из ключевых сцен в картине – переговоры об обмене нашими шпионами. Я был поражён таким старанием и самоотдачей. В сцене на мосту он всё делал сам! Сначала снимали меня, а потом его. Он бы мог подождать с комфортом в своём вагончике, ему было совсем не обязательно присутствовать во время моей сцены, его ведь нет в кадре. Но он настоял, чтобы был он, а не дублёр, и сам подавал мне реплики. Хотя ходил всё время в шапочке, потому что уши сильно мёрзли.