Наконец, появился фильм не о гламурной девушке с идеальным маникюром, а о реальной девушке с реальными проблемами, в которой каждая может узнать себя. “Девушка без комплексов” – первый фильм Джадда Апатоу, сценарий к которому он написал не сам, а доверил эту работу прекрасной блондинке и стэнд-ап комику Эми Шумер. Она же сыграла и главную роль в романтической комедии.


На вашем фильме я и плакала, и смеялась, как вам удаётся смешивать такие разные эмоции в фильме?

Моя задача была простая – помочь Эми передать её видение отношений. Она сама по себе очень трогательная и смешная одновременно. Так что успех фильма “Девушка без комплексов” – скорее, заслуга Эми, чем моя. Знаете, всё, что касается юмора, очень сложно описать. Комедию вообще нельзя препарировать, на операционном столе она тут же умирает.

Но юмор часто имеет национальный окрас. Как вы делаете так, что шутки понятны людям во всем мире?

Честно? Не знаю! Я просто надеюсь, что у всех людей одинаковые проблемы и заморочки, что все хотят любить и быть любимыми, что все мы немного сумасшедшие…

Это первый ваш фильм, к которому не вы писали сценарий. Почему вы доверили эту работу Эми?
Обычно я не люблю отдавать работу кому-то другому. Но если я вижу кого-то, кто может сделать работу лучше меня, я его нанимаю. Это редкость. Но Эми – такая,  она особенная!

И каково это режиссировать фильм по сценарию, который написали не вы?
Знаете, мне понравилось! Всему есть границы, даже моим умениям. У Эми была своя история, которую она хотела рассказать. Я просто помогал ей со сценарием, убедился, что мы подобрали правильных актёров, что всё снято правильно… Когда я снимаю фильм по своему сценарию, у меня всегда есть возможность откатить всё назад, просто выбросить сценарий, если мне что-то не нравится, и снять что-то совсем другое, в этот раз такой возможности не было. И вот это чувство было для меня новым. 

Фильм основан на жизни Эми?

Правильнее было бы сказать, что фильм вдохновлён теми проблемами, которые были в личной жизни у Эми. Помню, мы с ней работали над совершенно другим сценарием. И я ей сказал: “Мне кажется, твой первый фильм должен быть очень личным”. И потом мы как-то стали говорить об её проблемах в личной жизни. Я начал задавать ей вопросы. Когда вы расстаётесь, чья это вина? Почему у тебя ничего не получается? Если на горизонте появится идеальный парень, получится ли у тебя с ним? Или ты и с ним разругаешься? А как ты сможешь разругаться с идеальным парнем? И вот он скелет фильма! По сути, весь фильм – это  её размышления на тему, почему она так и не нашла своего единственного. Конечно, многие вещи мы придумали. 

А почему вы решили оставить её настоящее имя в фильме? Главную героиню зовут Эми.
Знаете, я был уверен, что Эми поменяет имя героини. Но она решила его оставить, как и имя отца и сестры. Может, ей так удобнее. Не знаю. В своём шоу она тоже использует настоящее имя. Если они не против, то и я тоже не против. Я то же самое делал в своём фильме “Немножко беременна”. Если у Сета Рогена было выдуманное имя – Бен, то у его друзей Джейсона Сигела, Джона Хилла и Мартина Старра были настоящие имена. Для кого-то так проще.

А у вас были подобные проблемы в отношениях, как у Эми?
Мне кажется, у многих подобные проблемы. Говорят, что хорошие отношение – это те, которые заставляют тебя меняться в лучшую сторону. И тут вопрос – будешь ли ты готов меняться, понравится ли тебе самому это, или ты будешь бороться с человеком до конца своих дней или до расставания, и предпочтёшь не меняться. Думаю, это относится как  к мужчинам, так и к  женщинам. Все люди пытаются найти свой путь и свою пару. 

“Девушка без комплексов” довольно интимная девичья история. Иногда возникает ощущение, что ты подглядываешь за жизнью главной героини в замочную скважину. Когда вы снимали фильм, вам, как мужчине, не казалось, что вы вторгаетесь в жизнь женщин? Вы можете сказать, что теперь вы понимаете женщин лучше?
Знаете, я довольно много работал c разными людьми. Я работал на “Шоу Ларри Сандерса”. Гарри Шендлинг часто использовал в шоу случаи из своей жизни. Так что я умею работать с личными историями и с людьми, которые хотят делиться личными историями. Это словно ты берёшь проблему и представляешь, а какой была бы твоя жизнь, если бы ты избавился от этой проблемы. И мне очень нравится создавать в кино сцены, когда человек понимает, что ему нужно измениться. Возможно, в жизни такой момент никогда не наступит, но в кино ты можешь создать внешние обстоятельства, которые принудят героя это сделать. И это здорово.

Значит, главная идея фильма – что человек должен меняться ради другого?
Да. Кто-то избегает близости и спит со множеством партнёров, кто-то пьёт… Когда мы делали “40-летнего девственника”, то мы рассказывали историю о человеке, который боится встречаться с женщинами, потому их избегает любыми способами. А “Девушка без комплексов” –  это обратная сторона “40-летнего девственника”. Эми избегает настоящих отношений, заводя множество бессмысленных.

Обычно мужчины ведут себя так, как Эми, – не завтракуют вместе, не оставляют номера телефона… Можем ли мы назвать “Девушку без комплексов” феминистским фильмом?
Эми считает, что многим девушкам нравится так себя вести. Просто про таких девушек ещё не снимали фильмы. Я никогда не думал о “Девушке без комплексов” как о феминистком фильме… Что такое феминизм? Это значит, что мужчины и женщины равны. Я уверен в этом, все равны. И Эми в этом уверена. Если в этом смысле говорить о “Девушке без комплексов”, то да, фильм феминистский.

В начале фильма отец Эми говорит, что моногамия не существует. А вы верите в моногамию?
Я женат уже 18 лет. И мы верны друг другу. У нас это работает. Но я говорю лишь о своём опыте. Я никогда не думал о том, что смогу заполучить сразу двоих. Мне казалось, это просто невозможно. Да, что там, я до сих пор не могу поверить, что моя жена хочет быть со мной.

Думаю, на площадке с Эми было весело.
Это правда! В фильме есть одна сцена, где Эми просит своего не очень разговорчивого партнёра, спортсмена, говорить ей всякие непристойности во время секса. И Джон Сина (известный рестлер – Прим. Ред.) нас так удивил, мы не ожидали, что это будет самая смешная сцена фильма. Я не буду раскрывать всех секретов, чтобы зрителям было интересно смотреть фильм, но эту сцену мы снимали несколько часов, потому что не могли перестать смеяться.

Главная героиня не любит и ничего не понимает в спорте, как и многие женщины, как и я. Но ради работы, а в финале и ради отношений, она готова изменить свою позицию. А у вас какие отношения со спортом?
Мне всегда нравился спорт. Я любил бейсбол. Но потом я так на него подсел, я следил за каждой игрой своей любимой команды… В какой-то момент я понял, что это мешает мне жить, отвлекает меня от реальной жизни. И я перестал следить за успехами своей любимой команды. И, конечно же, на следующий год New York Mets выиграли мировой чемпионат. А я не смог насладиться их победой. Обычно я смотрю игры в записи, мировые чемпионаты. Но я понимаю, почему людям нравится спорт. Это хороший способ – отвлечься от своих проблем, от реальной жизни. Люди делают вид, что спорт – это что-то важное, но на самом деле, это лишь способ подумать о чем-то другом.

Собираетесь в будущем ещё работать с Эми?
Очень на это надеюсь. Правда, пока ещё ничего не запланировали. Я ещё не встречал человека, который так упорно работаете, как Эми. Вот я дал ей замечания по сценарию,  она доработала сценарий за три дня, хотя обычно у людей на это уходят месяцы. Кстати, это основная проблема, почему люди не могут выпустить фильм, потому что они не могут доработать сценарий. А Эми из тех людей, кто не встанет из-за стола, пока не поймёт, что сделала всё, что смогла. 

Что бы вы посоветовали людям, который хотели бы начать писать, но не знают, как начать? 
Чтобы начать писать, нужно просто начать писать. Нужно научиться забивать на все свои комплексы, научиться ладить с самим собой, научиться получать удовольствия от выражения себя на бумаге. Почему большинство людей не пишет? Потому что они боятся, что получится какая-нибудь ерунда. Но главный секрет в том, чтобы стать сценаристом, писателем, кем-либо, кто пишет, просто отключить голову и начать писать, как сумасшедший, не заботясь о том, пишешь ты ерунду или шедевр, не оценивая то, что ты пишешь. И с каждым днём твоя писанина будет становиться всё лучше и лучше. Я знаю, начать очень страшно. Мне до сих пор самому страшно, когда я вижу белый лист бумаги. Мне кажется, что я ужасный человек и плохо пишу. У меня даже есть книга на эту тему “Sick in the Head: Conversations About Life and Comedy”. Это сборник интервью комиков о том, каково быть писателем. 
 
Что вы знаете о России?
Ну, я на три четверти русский. Моя фамилия на самом деле звучит так – Апатовский. Мои бабушка и дедушка переехали из России в Америку. И я бы очень хотел, чтобы все устроить встречу со всеми моими однофамильцами. Было бы здорово, если бы они со мной связались.

В России фильм "Девушка без комплексов" стартует 10 сентября.