Факты

Первое выступление “Цирка дю Солей” в России состоялась в рамках финала “Евровидения” в мае 2009 года. Уже в октябре компания представила на суд отечественного зрителя своё оригинальное шоу Varekai. Следующая постановка Corteo получилась очень театральной, драматичной и эмоционально насыщенной, что особенно отмечали критики. «В этом смысле Quidam и Corteo схожи, они словно созданы для России, – размышляет PR-директор Cirque du Soleil в России Екатерина Бюшгенс, – Но вместе с тем все наши шоу разные, у каждого своя атмосфера, и ни про одно из них невозможно сказать “это типичный Цирк дю Солей”».

Три девушки в спортивных топах и трико извиваются в такт громкой музыке на одном подвешенном кольце в опасном удалении от земли, их тела переплетаются в чувственном танце. С наступлением темноты они перевоплотятся в окровавленных жертвенниц, объединённых безмолвной песней о выживании. Пока же они просто Лиза, Лаис и Данила – три участницы труппы Cirque du Soleil, которые репетируют в поте лица, чтобы московская премьера шоу Quidam прошла как по маслу.

– Мои коллеги по номеру “Воздушные кольца” – Лиза из Австралии, она участвовала в трёх Олимпийских играх, и моя соотечественница Лаис из Бразилии, которая закончила цирковую школу, – говорит 28-летняя Данила Бим, которая до “Цирка дю Солей” работала в традиционных цирках, таких как Ringling Bros. – Мы пришли к этому совершенно разными путями, но вот мы здесь.

Номер, который исполняют Данила, Лиза и Лаис, требует высокой координации и почти нечеловеческой сноровки. После того, как участницы опускаются на сцену, они расходятся по трём кольцам, чтобы вновь взмыть в воздух. Девушкам приходится очень быстро вращаться и делать это синхронно. “На разучивание номера у меня ушло три месяца, – признаётся Данила, которая, как и все участники труппы, проходила обучение в штаб-квартире Cirque du Soleil в канадском Монреале. – Но если мы говорим о техническом уровне исполнения трюков, это заняло десять лет безостановочных тренировок”.

Это лишь один номер из более чем дюжины головокружительных выступлений. Вместе они составляют грандиозное шоу Quidam, которое в России демонстрируется впервые.

“Quidam в переводе с латыни означает “некто”, это такой безликий прохожий, одинокая фигура, бегущий мимо человек, – поясняет артистический директор шоу Майкл Смит. – Идея пришла создателю Франко Драгоне, когда тот прогуливался по улицам Нью-Йорка. Франко заметил, что люди не обращают друг на друга никакого внимания. Каждый из нас живёт в своём собственном мире, и наше шоу рассказывает о том, что некто – “кидам” – может стать кем-то для другого. Важно открыться и впустить людей в свой мир, но на это требуется мужество”.

Некто в артистической интерпретации Франко Драгоне – это безликий человек в пальто, шляпе-котелке и с зонтом, который будто сошёл с полотен Магритта. Именно он открывает перед главной героиней дверь в загадочный мир. “Но у каждого исполнителя в шоу также есть свой костюм Кидама”, – рассказывает Майкл Смит. – Это белый комбинезон, который полностью покрывает тело и голову, оставляя видимыми только глаза. В определённый момент шоу каждый персонаж играет роль Кидама, но в итоге все герои выбирают им не быть”.

Главная героиня шоу – обычная девочка по имени Зоуи, которая жаждет любви и постоянного внимания со стороны родителей. Но папа постоянно читает газету, а мама вечно чем-то занята, и Зоуи открывает для себя волшебный мир под названием Quidam, где она находит дружбу, радость, веселье и понимание.

Мир Quidam глубоко символичен. Большую роль играет цвет. Например, мама Зоуи единственная из всех героев носит красное платье – этот цвет, по замыслу создателей, символизирует волю к жизни и женскую силу: в упомянутом выше номере “Воздушные кольца” на сценических костюмах гимнасток зияют раны, а сами девушки плачут кровавыми слезами – личная трагедия каждой из них подобна войне, но они выжили и готовы двигаться дальше. Также на протяжении шоу то тут, то там появляются и исчезают красные воздушные шарики, которые под занавес отправляются в свободный полёт – они олицетворяют душу, символизируют искупление. “Я не претендую на то, чтобы понимать загадочную русскую душу, – смеётся Майкл Смит, – но думаю, российский зритель поймёт Quidam на инстинктивном уровне. Пожалуй, это единственное оригинальное шоу Cirque du Soleil, которое ставит во главу угла не акробатические номера, а человеческие эмоции”.

За те 18 лет, что шоу Quidam гастролирует по миру, несколько раз менялся состав труппы и порядок номеров, изменились сами персонажи и их настроения, но эмоциональная составляющая по-прежнему остаётся сердцем программы. “Каждый актёр привносит что-то новое в роль, которую он исполняет, – говорит артистический директор. – Таким образом шоу не стоит на месте, оно постоянно меняется, но вместе с тем сохраняет тот первоначальный замысел, которым его наделили создатели”.

В пятницу 24 апреля на дневном шоу в Лужниках “Цирк дю Солей” поприветствует своего двухмиллионного зрителя. Кто он? Вдохновлённый интеллектуал, который усмотрит в центральной идее шоу философскую категорию Другого и будет следить за происходящим на сцене через призму культурологических изысканий Михаила Бахтина? Или румяный второклассник, которого настолько увлечёт невероятная акробатика, что впервые на радость родителям он отлипнет от экрана телефона на целых два часа? Или, быть может, дама средних лет, которая захочет заново испытать беззаботную радость детства? Это ещё одна тайна, которая сопровождает загадочную постановку, но кем бы ни был этот quidam, он получит незабываемые впечатления.