Кирилл Серебренников провел для Metro экскурсию, рассказав, что и как они переделали в театре и для чего это нужно.

С момента назначения Кирилла Серебренникова худруком Театра им. Гоголя все, что происходит в особняке на ул. Казакова, находится под пристальным вниманием прессы и театралов. Уже 2 февраля театр начнет работу в формате «Гоголь-центр». Небольшая часть труппы все еще пытается остановить процесс модернизации, выходя на митинги, но, судя по тому, что происходит внутри здания, назад пути нет. Старые стены Театра им. Гоголя рухнули, причем в прямом смысле...

– Пожалуй, начнем осмотр с фойе, – говорит Кирилл Серебренников, как всегда стильно одетый, в ботинках, на которых осела строительная пыль. – Раньше зритель, заходя в театр, попадал в какое-то замкнутое темное пространство. Мы увеличили зрительскую зону практически в четыре раза. Раньше часть территорий сдавалась различным организациям (в том числе клубу IKRA – Прим. ред.), здесь были какие-то клетушки, комнаты администраторов – каждый начальник маленького отдела сидел в кабинетике с окном, а зрители – без окон. Мы все разрушили и открыли пространство, наполнив его светом.

Дальше осматриваем гардероб, вернее, каменные стены, где через какое-то время будет гардероб, созданный фантазией дизайнеров. Далее – зону, где будет кафе и куда уже везут мебель из Германии, здесь же планируется открыть мини-музей об истории театра...

– Так как это бывший Центральный театр транспорта, нам помогает «РЖД», – продолжает режиссер. – Со всех уголков страны – из Великих Лук, Новгорода – нам шлют старые лавки 20-х годов, семафоры, старые табло.

На первом этаже также разместятся книжный магазин и зона, где будут крутить старое и фестивальное кино.

Заходим в основной зал театра. Под шум строительных работ худрук обращает наше внимание на красивый дубовый пол и сталинские люстры:

– У сцены мы обнаружили странные образования сталинской эпохи, которые мы называем «дворцы Гонзага» (необычные ниши в стене. – Прим. ред.), мы их очистили. Кирпичные стены оставим в таком виде, это стенки транспортного депо начала XX века. Именно сюда загоняли паровозы.

Осматривая первый этаж (с каменными стенами, разрушенными перекрытиями и трубами), сложно поверить, что через две недели «Гоголь-центр» откроет свои двери.

– Откроемся в любом случае, в каком бы состоянии нас это ни застигло, – успокаивает худрук. – В России откладывать запуск чего бы то ни было нельзя, можно вообще не запустить. Мое любимое выражение: «В сутках 24 часа, а жизнь понятие круглосуточное».

Поднимаемся на второй этаж, где будут зал для дискуссионного клуба «Гоголь+», малый и репетиционный залы.

– В театре репетиционного зала не было. Зачем, действительно, – с иронией бросает Серебренников.
Этот окрашенный в белый цвет зал практически сдан.
– А что это здесь течет, – неожиданно обращает внимание на потолок наш гид.
– Это старый театр пытается просочиться, – замечает кто-то из сотрудников.
– Надеюсь, потолок «мироточит» от благости, – шутит Серебренников.

Заканчиваем экскурсию осмотром малой сцены, где идет репетиция спектакля «Митина любовь» и дорабатывается декорация – большая вертикальная стена с торчащими штырями. По задумке по этим «жердочкам» на протяжении всей постановки (!) будут перемещаться Митя и Катя из повести Бунина.

– Вы их насаживать будете? – спрашиваю я.
– Я, конечно, люблю нестандартный подход, – шутит Серебренников. – Но режиссер спектакля Владислав Наставшев, так что на этот раз обойдется.