Разговаривать с иными артистами - тяжелый крест. А с некоторыми, наоборот, все получается легко и непринужденно. Константин Кинчев - не самый простой собеседник. И один из самых интересных. Все это и подвигло Metro договориться на интервью с ним. К сожалению, лидер "АЛИСЫ" уклонился от личной встречи. Предпочел ответить на вопросы, которые мы выслали ему через Интернет. Так что игра получилась в одни ворота. Мы так и не смогли привести свои контраргументы, вступить в полемику. И все-таки мы приносим Константину Евгеньевичу свою благодарность за время, которое было на нас потрачено, и расписываемся в глубочайшем к нему уважении.

Константин Евгеньевич, мне кажется, что зритель на ваших концертах мало изменился за последние 15-20 лет. По крайней мере - внешне. Кажется, что дети унаследовали от родителей все эти потрепанные кожаные косухи, линялые футболки, драные штаны, ботинки-гады. И посыл тоже - "Все плохо, все ложно, надо все ломать". Или я ошибаюсь? - Совершенно непонятен и этот ваш вывод. Вы не путаете концерт группы "АЛИСА" с манифестацией "несогласных"?

Как зал выглядит с вашего места - со сцены? Какая энергетика идет? И кто там, в этом зале? - Море людей, слитых в одном экспрессивном порыве.

Что вы можете сказать родителям, которые боятся отпускать своих чад на ваш концерт? - Только то, что мы не призываем "все ломать" и не говорим о том, что "все плохо". Меж тем отпускать куда-либо ребенка или нет, решать родителям, а не мне.

К слову, о детях: правда ли, что ваша старшая дочь Маша собирается посвятить себя театру? - Моя старшая дочь Маша уже заканчивает институт - ГИТИС, театроведческий факультет. Свяжет ли она свою жизнь с театром потом, мне неведомо.

Стараетесь ли вы оградить своих дочерей от потока массовой культуры, от телевизора? - У меня взрослые дети, у них самостоятельная жизнь. Ограждать их от чего-либо не приходится, во всяком случае от телевизора. Им просто некогда его смотреть.

В свое время вы приехали в Ленинград из Москвы, устав от бесперспективности творческой жизни в столице. То есть получается, что в городе на Неве в 80-е был некий творческий потенциал, а в Первопрестольной - нет. Как, по-вашему, дела обстоят сейчас? - Питер - мой любимый город, моя душевная родина. В Москве тоже был "творческий потенциал", просто его сильно прижимали власти, в Питере было посвободнее. Вот все и слетались в Питер. А сейчас везде нормально, но если Москва и Питер не примут творческую единицу, его судьба практически бесперспективна. Это нормально, столицы всегда "решали"...

Вы как-то сказали, что, как христианин, чувствуете себя в роке партизаном, то есть воюете на территории врага. Есть ли реальные результаты у этой "войны"? - Если хотя бы один из тысячи задумается над тем, о чем я пою, я могу считать свою миссию выполненной. Значит, не зря я пел...

Нужно ли превращать знакомство с церковью, с основами религии в школьную "обязаловку"? Не стоит ли ограничиться изучением в воскресных школах при храмах?- Ну, воскресные школы при храмах испокон века существуют. А в школах нелишне преподавать основы православной культуры факультативно, как, собственно, и происходит.

Вера в Бога и муки творчества - кризисы художника, отсутствие вдохновения - совместимы? - Вера наполняет естество верующего более важными приоритетами, чем муки творчества. Творчество перестает мучить, начинает доставлять радость верному.

Для вас тридцать пять лет в рок-н-ролле начались с пластинок сатанистов - Black Sabbath (если верить официальной биографии). И сейчас вот путь этот привел к Богу в лице РПЦ. Без первого не было бы второго? - Все так, только не уверен в том, что Black Sabbath были сатанистами. Несколько хамской мне кажется формулировка "к Богу в лице РПЦ", впрочем, оставляю хамство на вашей совести.

Кстати, как вы - как воцерковленный православный - относитесь к мнению "чем ближе к церкви, тем дальше от Бога"? - Такого мнения обычно придерживаются люди чрезмерно гордые и самоуверенные, к тому же не понимающие самой сути церкви и, вероятно, не знающие того, что церковь Богом и основана.

Насколько можно доверять нынешним отцам нашей РПЦ? После того как церкви отдают землю, освобождают ее от налогов, перекладывая тем самым частично их бремя на плечи простых россиян, - примеров масса? - Предъявленные обвинения тенденциозны, огульны и голословны. Вам ни церковь наша не нравится, ни государство. Быть может, вам поискать лучшей доли в других пределах, с такой-то психологией?..

Вашу песню "Власть" болезненно восприняли на Украине. Но она же и про нынешнюю Россию тоже. Или это не так и мы действительно "встаем с колен"? - У нас, слава богу, ничего оранжевого не наблюдалось. Эта песня - предостережение от "оранжевых" смут, не более того, и зарисовка на тему того, что такое безответственная власть. Хотя лучшую зарисовку, чем демонстрирует реальность, трудно придумать. Достаточно посмотреть, что уже лет пять творится на Украине после победных плясок у фонтана... Идиотизм - по-другому и не скажешь.

Почему, в отличие от своих коллег - Юрия Шевчука и Михаила Борзыкина, вы не слишком приветствуете движение "несогласных"? - Я и в отличие от Каспарова не слишком приветствую "несогласных". Вернее, категорически не приветствую. Кстати, вам не кажется довольно комичным наименование этого движения?

Не кажется ли вам, что большинство творческих интеллигентов, особенно приближенных к власти, пригретых ею, начинает сейчас сознательно врать народу? - О ком мы говорим? Кто эти люди?

Если "здоровый национализм" - это поиск врага внутри себя, а нацизм направляет свою агрессию вовне (ваши слова из интервью журналу "Фома"), то в какой стране мы живем? - Мы живем в прекрасной стране. Имя этой страны - Россия. Вы в своих метаниях уже не понимаете, где живете? Меньше маршировать надо.

Вокруг России действительно враги, как нас сейчас пытаются уверить официальные СМИ? - Нет, ну что вы! Это Россия оккупировала все континенты, именно поэтому мировому сообществу приходится активно обороняться, а то мы "как прыгнем"!

Нет ли у вас ощущения, что наше государство двигают сейчас к авторитарному режиму, где идеология нацелена на всеохватность умов и насильственное погашение всего нестандартного? - Да? Именно поэтому государство выделяет немалые деньги на проведение фестивалей типа "Территория", в программе которого чего только нет? Стоит прекратить задавать артистам того или иного жанра вопросы о государственном устройстве. Практика показывает, что люди творческие чего только не нагородят, у нас фантазия буйная. Моя буйная фантазия целиком и полностью приветствует авторитарность власти, пока эта власть не начала стрелять. Моя буйная фантазия рисует устроение нашего государства как ответственность ОДНОГО за ВСЕХ. Это тяжкое бремя для того, кто в это вписывается. И тут уже на его совести степень ответственности и любви к Родине.