Пройти диагностику зрения в одной из офтальмологических клиник города по заданию редакции была отправлена я – опытный «носитель» очков и «пользователь» контактных линз с 20-летним стажем. Дело полезное: проверить зрение лишним никогда не будет. Однако лёгкий скепсис у меня присутствовал: ну что такого нового могут сказать мне врачи?

Неожиданный комплимент роговице
Я записалась на диагностику зрения в офтальмологическую клинику «Эксимер». Готовиться к обследованию как-то особенно не нужно, желательно заранее снять контактные линзы, чтобы роговица приняла естественную форму – для полной достоверности измерений. В гардеробе беру бахилы, поднимаюсь в регистратуру, показываю паспорт для заключения договора, а дальше всё уже делают специально обученные девушки. Оплата в кассе – и вас по имени-отчеству приглашают в кабинет диагностики.

Во время диагностики зрения думать особенно не надо, тебя подводят к приборам, а они такого уровня, что всё делают сами, ты только прикладывай подбородок. С трудом далось лишь бесконтактное измерение давления: прибор будто бы плюётся в глаз тёплым воздухом, и хотя это абсолютно не больно, но чисто рефлекторно ты моргаешь. Благодаря терпению оптометриста с этим благополучно справилась. Самое большое время занимает расширение зрачка. Вам вводят капли, и надо просто тихонько сидеть на диване и ждать, когда зрачок расширится. Я расслабилась, прикрыла глаза, как просили, а через какое-то время показалось, что про меня забыли. Но нет, всё чётко, вызвали, ещё раз закапали, снова отправили сидеть. Потом всё те же приборы – и к врачу.

В полутёмном кабинете врач довольно долго и тщательно осматривала сетчатку (не очень приятная, но крайне необходимая процедура). С сетчаткой  – о счастье! – всё оказалось в порядке, несмотря на большую степень близорукости. Врач рассказала об особенностях строения моих глаз и сказала, что у меня хорошая, «толстая» роговица. В данном случае слово «толстая» звучало как комплимент, я аж загордилась: ну надо же, зрение плохое, а роговица хорошая! Оказалось, этот параметр важен для выбора методики лазерной коррекции зрения, если я захочу её сделать. Как объяснили, строение роговицы позволяет мне проводить коррекцию практически по любой методике – и оптимальный результат даст ЛАСИК. И сразу сказали, что прогнозы очень хорошие: после коррекции я получу ту самую заветную «единицу».

Всего диагностика зрения вместе с консультацией врача заняла примерно полтора часа. После расширения зрачка немного неприятно было смотреть на яркий свет, но уже на этапе записи на приём предупреждают, что лучше не садиться в этот день за руль. Дома, вечером, я уже совершенно спокойно смотрела в экран компьютера.

Лазерная коррекция как пластическая операция
После диагностики размышления о том, а не сделать ли в самом деле лазерную коррекцию, не давали мне покоя. У меня были знакомые, кто когда-то сделал и горя не знал. Находились и те, кто в ужасе восклицал: «Да ты что, я читала, там вообще можно зрения лишиться!» Мне показалось это странным: если бы люди лишались зрения, вряд ли тот же «Эксимер» проработал бы почти 20 лет – а коррекций здесь сделали десятки тысяч.

В то, что можно видеть отлично без очков и линз, верилось с трудом. Моя близорукость с детства, увеличиваясь постепенно, доросла до минус 6,5 и, к счастью, замерла. Говорят, что человек приспосабливается ко всему, но до конца привыкнуть к плохому зрению невозможно. Каждые три месяца – плановая замена линз, раствора, надо бы заказать новые очки… Про лазерную коррекцию я, конечно, слышала. Но находилась в плену вот этих самых, как выяснилось потом, совершенно ошибочных стереотипов из серии «нерожавшим женщинам операцию на глазах не делают». Кстати, как я узнала от врача, роды и лазерная коррекция – абсолютно не связанные друг с другом процессы.

В итоге моих размышлений мысль о том, что можно позабыть о ненавистных со школы очках и процедуре снимания-надевания линз, наконец-то пойти в бассейн (да мало ли что ещё сделать!), оказалась сильнее. Я позвонила и записалась на лазерную коррекцию.

Небольшое лирическое отступление. Сейчас настолько популярны различные манипуляции со своим телом, что никто не задумывается, нужны они или нет. Женщины идут на всевозможные ухищрения и порой отчаянные меры, чтобы стать стройнее и моложе. По сути дела, лазерная коррекция – это та же самая пластическая операция, только на роговице. Да, видимого косметического эффекта от неё нет, но есть куда больший – отличное зрение! Хотя… как нет – а избавление от очков? Что бы там кто ни говорил, сколько бы они ни стоили и какой бы модный лейбл ни значился на дужке оправы – это неудобно! И далеко не всем идут очки. Если вы видите хорошо, прибавляется и уверенности в себе (а ведь именно за этим люди делают пластику).

Ничего не чувствуешь, но всё понимаешь
Торжественный день настал. На самом деле особой торжественности не было, всё чётко и по-деловому. Я пришла в назначенное время, взяв с собой солнцезащитные очки. Разумеется, предварительно посмотрела в Интернете видео коррекции и почитала отзывы тех, кто её делал. Узнала я и о враче, который проводит лазерную коррекцию в клинике «Эксимер», – Георгии Павловиче Парджанадзе. Это один из лучших специалистов по лазерной коррекции не только в Петербурге, но и в стране.

Итак, теоретически подкованную, меня отправили на пятый этаж. Очки велели оставить прямо на стойке перед входом в операционную. Потом вызвали, медсестра очень душевная, подбадривала меня. Хоть я и изображала спокойствие, внутри всё колотилось, и выражение лица было весьма напряжённым. Не скрою, промелькнула малодушная мысль: может, бежать, пока не поздно? Но я быстро её от себя отогнала. Меня нарядили в забавный костюмчик, надели шапочку, протёрли чем-то глаза. Услышав голос Георгия Павловича, сразу успокаиваешься. Он с ассистенткой объяснял каждый шаг, каждое движение. Ты хотя и лежишь беспомощно в темноте, но всё время в курсе всех манипуляций. Таким образом пациент получает ощущение контроля за всем происходящим. В Интернете многие жалуются на векорасширитель. Скажу так: неприятно, но уж точно не самое страшное. Я даже не почувствовала, как его установили. После обезболивающих капель ничего не ощущаешь, а о том, чтобы моргнуть, не было даже и мысли. Когда врач сформировал лоскут микрокератомом  (да-да, теоретически я хорошо подготовилась), он снова похвалил мою роговицу – стало приятно и  спокойно. Кстати, на видео в Интернете всё намного страшнее. На самом же деле это происходит за долю секунды, и если не знать, что именно делается, то никогда не догадаешься. Воздействие самого лазера тоже происходит быстро, просто смотришь в оранжевую точечку – и всё. Вообще тут главное – расслабиться и довериться профессионалам, не думая больше ни о чём. Потом, после лазера, врач как будто кисточкой водит по глазу (ты при этом не чувствуешь ничего, забавное ощущение). Потом всё повторяется со вторым глазом, и тебя выводят из операционной. Затем осмотр врача, мне выдали капли, памятку, дали все рекомендации, ответили на вопросы. Всё, можно идти домой.

Мозг привыкает к новому зрению
Сама операция абсолютно безболезненная. А вот дома было уже не так весело: неприятная реакция на свет, о которой, впрочем, честно предупреждают. Я задёрнула все шторы, надела солнцезащитные очки, сидела как крот в норке. Потом поняла свою ошибку: нужно сразу принимать выданную вместе с каплями обезболивающую таблетку. Я зачем-то мужественно терпела, потом сдалась: приняла таблетку – и всё, отпустило. Поужинала и легла спать. Важной задачей было не спать на животе, как я привыкла, и случайно не потрогать глаза. Но вот для меня куда более драматичным оказался запрет на умывание и мытьё головы в первые сутки после коррекции. Впрочем, чего не сделаешь для отличного зрения – я справилась!
Не могу сказать, что прямо на следующее утро я увидела всё абсолютно чётко. Да, резкость была, но как бы сквозь пелену. На осмотре меня успокоили, что это абсолютно нормально и день за днём зрение будет улучшаться. Не обманули. Сначала в норму пришёл левый глаз, правый сопротивлялся дольше. Дело в том, что мозг за столько лет уже привык к определённой работе глаз, и смириться с тем, что я вижу чётко без очков и линз, он не хотел. Поэтому чем раньше выполнить коррекцию (с 18 лет), тем лучше: не секрет, что молодой мозг воспринимает перемены охотнее и быстрее.

Никаких больничных после коррекции брать не нужно, это всё в далёком прошлом. Уже через день после коррекции я вышла на работу. Спустя пару недель купила абонемент в бассейн. Потом прошла водительскую медкомиссию, и офтальмолог зафиксировал уверенную «единицу» на обоих глазах!

Да, вот так просто. Очки и линзы я носила в общей сложности 20 лет. Себя спрашиваю только об одном: зачем я шла на поводу у каких-то нелепых домыслов и слушала страшилки людей, которые даже не понимают, как проходит коррекция? Так что… иногда очень полезно посмотреть на вещи под другим углом – в прямом и переносном смыслах! И уж тем более проверить зрение.

О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ