Когда интернет на борту самолетов станет доступен пассажирам и сколько будет стоить такое удовольствие? Какие проекты способны доставить авиалайнерам широкополосный доступ к сети и что ждет в будущем для постоянного онлайна пассажиров?

Полеты в открытом небе всегда терзали лучшие умы человечества, тем самым задавая цели, для достижения которых ушло немало времени. Когда все же человек поднялся в воздух, тогда еще на простых деревянных конструкциях, отдаленно напоминающие современные самолеты, энтузиасты уже стали задумываться о возможностях пассажирских перевозок.

В царской России, в 1913 году, русский инженер и изобретатель Игорь Сикорский построил первый в мире пассажирский самолет, оборудованный спальней и ванной комнатой. Уже в те времена ученый видел потребность комфортного перелета пассажиров. К сожалению, задумкам Сикорского не удалось осуществиться в России, причиной тому стала его иммиграция в США где он получил мировую известность и сконструировал известные на весь мир самолеты и вертолеты.

С тех пор, пассажирские авиаперевозки превратились в бизнес для крупных компаний и современная жизнь уже невозможно без авиации. До сегодняшнего дня, к средствам досуга и развлечений пассажиров на борту самолета можно было отнести аудио средства и мониторы установленные в салонах самолета или в спинках кресел.

За последние десять лет технологические достижения в средствах связи позволили человечеству стремительно освоить самые разнообразные мобильные устройства. Ноутбуки, планшеты и смартфоны резко расширили коммуникативные, информационные и развлекательные возможности новых мобильных средств. Такие устройства колоссально расширили наши возможности работать и развлекаться в любом месте, буквально носить с собой весь офис и развлечения. Разумеется, гаджеты моментально заменили все те удобства, которые раньше предоставляли авиакомпании с помощью мониторов и наушников. Единственным ограничением во время полета остается связь. Интернет пока не доступен на большинстве самолетов; ограничениями здесь выступают весьма важные обстоятельства: безопасность и дороговизна интернет трафика.

Признавая, что развлечение пассажиров на борту остается довольно дорогим удовольствием, а спинки кресел с мониторами уже ушли в прошлое, авиаперевозчики делают упор на расширение возможностей интернета на воздушных судах.
Перспективным направлением для внедрения беспроводного интернета на борту самолета видится спутниковый интернет.

В США, наличие беспроводного интернета уже входит в стандартное оснащение самолетов и такая тенденция только усиливается. По данным исследований компании Honeywell Aerospace в 2014 году, наличие доступа к интернету во время полетов станет важным фактором, влияющим на выбор пассажирами авиаперевозчика. Исследователи сделали вывод, что две трети опрошенных пассажиров высказались за приобретение билетов на рейсы с беспроводным интернетом и даже готовы терпеть дополнительные проверки на безопасность, ради доступа к постоянному онлайну, который позволит им находиться все время на связи, а также с пользой и удовольствием проводить время в полете.

Так как интернет на борту авиалайнеров затратное мероприятие для перевозчика, для минимизации этих расходов авиакомпании планируют ввести плату за доступ к беспроводному интернету. Например, в тех самолетах, где есть такая услуга, пассажирам предлагается купить час доступа к интернету за 5 долларов, а за сутки - 16 долларов. Это даст возможность авиакомпаниям минимизировать расходы на оснащение лайнера интернетом, при сохранении коммерческой привлекательности проекта.
Однако на пути к широкому внедрению подобной практики имеются трудности, не в последнюю очередь связанные с недостаточной пропускной способностью каналов для бесперебойного потокового обмена данными.

Впрочем, по мере развития спутникового интернета, проблемы, связанные с пропускной способности и дороговизной носят временный характер. В мире уже существуют несколько космических проектов по обеспечению интернетом, прежде всего это группировка спутников Global Xpress компании Inmarsat, которая должна начать работу уже в 2015 году. Другим вариантом видится проект SpaceX от Элона Маска, заявившего в ноябре 2014 года о том, что его спутники будут запущены на высоту в 750 км, при этом штаб-квартира проекта будет базироваться в Сиэтле. В России о такой возможности говорили чуть ранее - весной 2014 года, когда российский сенатор Максим Кавджарадзе предложил создать российский интернет. Правда, позже стало известно, что под российским интернетом подразумевалась группировка спутников для обеспечения информационной сетью всей планеты.

С реализацией таких амбициозных проектов, оснащение самолетов быстрой интернет связью станет вполне возможным и такое соединение позволит пассажирам за дополнительную плату воспользоваться всеми возможностями широкополосного интернета на борту самолета. Просмотр фильмов в онлайне, видеоигры и постоянная связь станут привычными.

Но можно попытаться взглянуть еще дальше, в будущее, которое ожидает авиакомпании. Какие новые потребности авиапассажиров могут появиться в ближайшие 5-10 лет? Пока можно предположить, что уже сегодня разработчики активно тестируют и обкатывают системы дополненной реальности в сфере досуга и развлечений. Можно спрогнозировать, что такими системами в недалеком будущем будут оснащены авиалайнеры. Это сделает возможным, например, в очках виртуальной реальности прямо во время полета погрузиться в мир дополненной реальности или, как в киноэпопее о Звездных войнах, общаться с родными с помощью голограммы.