Недавно главный Банк России опубликовал статистику жалоб населения. Как сообщает мегарегулятор, в его контактный центр поступило порядка 80 тысяч звонков, из которых 30 тысяч – с жалобами на некредитные финансовые компании, столько же – с жалобами на организации, которые Центробанк не уполномочен контролировать, и лишь 18 тысяч звонков касались действий кредитных компаний и бюро кредитных историй. Основная масса обращений затрагивала финансовые отношения между населением и банками, а вот на микрофинансовые организации (МФО) пожаловались всего 8% граждан.

Кто виноват?

Как показывает юридическая практика, обычно разбирательства с долгами россиян перед МФО заканчивается в пользу последних. Но это совсем не потому, что, как принято считать у нас в народе, «все куплено до нас». А потому, что клиенты микрофинансовых организаций плохо знают свои права, игнорируют обязанности по договору, а также не сведущи в вопросах законных прав требования долга МФО. Неизвестное всегда кажется дебрями, и разбираться в этом не хочется. Гораздо проще взять деньги, а когда долг примет угрожающие размеры, перепоручить распутывать историю займа регуляторам. Да и по наивности есть надежда, что Центробанк стукнет кулаком по столу и разрешит вообще ничего не платить.

«Основные жалобы потребителей связаны с тем, что высокие проценты по отдельным займам приводят к росту совокупной задолженности в случае просрочки, которая за два-три года достигает значительных размеров, даже если изначально сумма была маленькой», - рассказал РБК Михаил Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ.

Что делать?

Но так ведь никто и не заставляет наших граждан выжидать роста долга целых 2-3 года. На что надежда? На то, что про наши долги забудут? На то, что сосед так делал, и «ему за это ничего не было»? Получается, основной поток жалоб поступает от тех, кто сам виноват в просрочках в силу своей необязательности и неорганизованности. Вот как комментирует ситуацию один из флагманов микрофинансовых организаций, генеральный директор сервиса онлайн займов «Робот Займер» Сергей Седов:

«Прежде всего, хочу заметить, что МФО – законный объект финансового рынка, который подчиняется законодательным требованиям Центробанка. Все нюансы нашей деятельности находятся под его строгим контролем. Конечно, в потоке жалоб регулятору есть и те обращения, которые содержат рациональное зерно – на мелкие компании, нарушающие законодательные требования. Однако такие компании усилиями Центробанка не задерживаются на рынке, их минимум. Для заемщика логично сделать вывод, что обращаться за займом нужно в крупную федеральную компанию, которая несет ответственность за свои действия и не будет лишний раз нарушать закон. Ей репутация дороже, чем прибыль от единичного случая вероятного обмана заемщика.

Кроме того, следует отметить добровольность услуги микрозайма, и в процессе выбора компании тщательно читать договор. Он предоставляется заемщику всегда и всеми компаниями без исключения. Конечно, бывают случаи, когда клиент попадает в затруднительную ситуацию не по своей вине – но так ведь контактный центр, который есть у каждой уважающей себя МФО, всегда готов выслушать заемщика о возникших проблемах с выплатой займа. Например, «Робот Займер» готов пойти на уступки таким клиентам: мы не начисляем проценты тем, кто внезапно попал в больницу, или предлагаем продлить договор микрозайма на аналогичный срок при условии оплаты только процентов за дни пользования займом. Плюс процентная ставка у нас одна из самых низких на рынке».

С учетом пожеланий

К успокоению будущих заемщиков микрофинансовых организаций отметим, что на днях некоторые источники сообщили о грядущих в 2016 году массовых проверках МФО Центробанком. Крупным компаниям они вряд ли будут страшны, поскольку те находятся под постоянным прицелом у регулятора. А вот «мелкоты», которая пришла на рынок микрофинансирования «срубить денег по-быстрому», точно станет еще меньше. Ведь как недавно подтвердили крупные МФО, они готовы поддержать предложение Банка России самостоятельно отслеживать появление на рынке «серых» кредиторов и сообщать о них в прокуратуру.

 

Светлана Пауэрбах,

По материалам https://www.zaymer.ru