Концерты онлайн и офлайн: в каком соотношении будет развиваться event-индустрия после коронавируса

О том, что ждет ивент-индустрию в ближайшем будущем, могут ли онлайн-мероприятия заменить живые концерты, и каким будет ближайшее будущее оффлайн-ивентов, рассуждает Денис Максимов, основатель и ивент-продюсер компании “Illume” (www.myillume.ru), в портфолио которого такие масштабные мероприятия, как: церемонии награждения Олимпийских игр в Сочи, мероприятия для ЦДМ, RedBull paper wings, M1 fighter, W5 Fighter, Russian mountain bike championships, фестивали электронной музыки, на которых выступили Armin Van Buuren, David Guetta, John Digweed, и другие.

Распространение коронавирусной инфекции привело фактически к полной остановке ивент-индустрии. Концертные туры, фестивали, песенные конкурсы по всему миру были либо отменены, либо перенесены. В середине лета с ослаблением режима самоизоляции рынок шоу и развлечений стал медленно оживать. Но 29 июля мэр Москвы Сергей Собянин вновь подчеркнул необходимость отказа от массовых мероприятий. Что же происходит в индустрии, и чем зрители и организаторы заменяли живые концерты во время пандемии?

Онлайн-концерт как новая форма музыкального ивента

За время карантина большую популярность получили онлайн-концерты. В первые же дни карантина поддержать зрителей, оказавшихся в четырех стенах, ринулись сотни музыкантов, как за рубежом, так и в России. Робби Уильямс, Боно, Крис Мартин, супер-звезды, среди которых Билли Айлиш, Алиша Киз, Backstreet Boys, Мэрайя Кэри, под руководством Элтона Джона, российские исполнители: Би-2, Леонид Агутин, Баста, Ёлка и многие другие присоединились к этому марафону. Ряд организаторов взяли на себя смелость провести сборные концерты без зрителей на больших площадках. Правда, опыт не всегда был удачным: скажем, концерт в поддержку медиков на сцене Большого театра привел к распространению вируса.

Онлайн и оффлайн: кто победит?

Распространенность онлайн-"квартирников" и достаточно большие цифры просмотров, свидетельствовали о том, что онлайн-проекты способны стать мейнстримом. И все-таки я глубоко убежден: как только это станет возможным, оффлайн мероприятия вернутся в полном объеме, потому что никакая онлайн-трансляция не может подарить тех эмоций, которые дает присутствие на живом концерте любимого исполнителя. Люди идут в кино или на концерт не только за контентом со сцены, но ради взаимодействия с окружающим миром.

Важно также учитывать тот факт, что любой ивент – это рабочие места. Тысячи ивентщиков остались весной без работы и ждут полноценного возрождения нашей отрасли. Только в России индустрия массовых мероприятий насчитывает ущерб в районе двадцати миллиардов рублей. Все это приведет к тому, что рано или поздно соотношение онлайн-и оффлайн мероприятий будет почти таким же, каким оно было и до коронавируса.

И все-таки в индустрии развлечений циркулирует мнение, что онлайн-развлечения заменяют "оффлайновый" шоу-бизнес. Многие считают, что вспышка коронавируса стала катализатором этого процесса. Мы должны признать, что услуги, таких сервисов как Netflix, Amazon Video и других, дают аудитории гибкий и востребованный продукт. Пока есть подключение к интернету, просмотр контента ничто не ограничивает.

Рынок онлайн-трансляций в последние годы стабильно демонстрировал положительную динамику роста: примерно 5% в год. Естественно, с введением запрета на массовые мероприятия, востребованность онлайн-формата резко возросла, и в 2020 году рост можно оценить в 10%.

Конечно же, рынок “живых” ивентов в период коронавируса закономерно демонстрировал отрицательную динамику. Например, один из крупнейших игроков ивент-индустрии Eventbrite в 2020 году прогнозирует убыток в 146 млн. $. Компания уже сократила половину штата. За один день акции компании упали на 22%, а за все время пандемии цена опустилась более чем в 2 раза.

Денис Максимов, основатель и ивент-продюсер компании “Illume”

Концерты карантина: что ждет зрителей и организаторов

Строить прогнозы очень сложно: даже профессиональные вирусологи и инфекционисты не знают, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Будет ли вторая, третья волны, ослабеет ли вирус со временем и так далее.

И все же некоторое оживление отрасли наблюдается. В Америке проходят первые выступления музыкантов с соблюдением социальной дистанции, кинотеатры на авто перепрофилируются в концертные площадки. Удачный эксперимент проведен и в России: в течение июля в "Лужниках" прошла серия концертов Live&Drive, которые зрители смотрели и слушали из своих машин.

Организаторы соблюдают ряд требований: каждый участник и гость должен быть в маске и перчатках. На пол наносится разметка, позволяющая соблюдать социальной дистанцирование. Возможно, взлёт популярности вновь переживут опен-эйры, концерты на огромных аэродромах. На открытой площадке и дистанцию легче соблюсти, и вирус сложнее подцепить. В любом случае, в ближайшее время на входе будут измерять температуру, а расстояние между зрителями будет увеличено до двух метров.

Немного о финансах рынка ивентов новой эпохи

Риск того, что после коронавируса в России, спрос на мероприятия будет недостаточным, сохраняется. Это создаст сильнейшую конкуренцию в отрасли и демпинг, а также позволит ивент-компаниям официально сокращать штат сотрудников и заставит распродавать свой парк оборудования за бесценок. Гиганты ивент-индустрии – крупные площадки и прокатные компании – по-прежнему будут простаивать, так как они получают до 70% выручки от крупных массовых мероприятий с численностью более 3000 человек, которые пока остаются под запретом. Единственным хлебом мастодонтов индустрии будут госзаказы, в которых даже для малой аудитории зрителей будут строить солидную сцену с расчетом на телетрансляцию.

Возможно, и компании по организации онлайн-мероприятий захотят попробовать свои силы и в оффлайн-ивентах, что также значительно увеличит конкуренцию. В любом случае, все – от самой маленькой, до самой большой компании – переоценят свои бюджеты, и все, что непосредственно не влияет на результат работы, будет подлежать сокращению. А по мере роста спроса, когда организации начнут увеличивать бюджеты, основное внимание будет уделяться услугам, приносящим доход.

При этом в связи с дальнейшим соблюдением социальной дистанции, вместимость залов и концертных площадок снизится, а значит, резко возрастет себестоимость каждого проданного билета. Агентства, которые пережили карантин, будут пытаться осторожно восполнить убытки. И даже снижение "звёздных" гонораров не сможет повлиять на стоимость билетов в меньшую сторону настолько, чтобы компенсировать возрастание себестоимости билета в продаже.

И все-таки даже первые робкие попытки возродить ивенты красноречиво свидетельствуют: зрители очень соскучились по массовым мероприятиям. И, хоть и с осторожностью, готовы приобретать билеты. А воссоединение – пусть и в масках, в перчатках и на расстоянии – проходит весело и драйвово. Все мы чувствуем причастность к важному, практически историческому моменту.