Функции ритуальной музыки (по Музыченко)

• Информирование и управление обрядовыми действиями. Музыка способна служить сигналом к началу совершения обряда и организовывать действия людей во время его выполнения.

• Оказание почестей. Исполнение разной музыки: любимой для усопшего; специально написанного для усопшего музыкального произведения; музыки собственного сочинения усопшего
и т. д.

• Украшение церемоний. К благообразию убранства смертного ложа добавляется красота звучащей во время прощания музыки, ценность которой увеличивается из-за её принадлежности к нематериальной сфере.

• Психологическая помощь. Обилие скорбной, трагичной музыки в погребальных обрядах может усугубить тяжёлое душевное состояние присутствующих. Следовательно, благотворным было бы преобладающее отражение в музыке ритуала более светлых чувств.

КАЗУС С ВОЖДЁМ

"Показательный инцидент случился на похоронах Леонида Брежнева, когда после окончания речей и закрытия траурного митинга на Красной площади процессия с гробом Брежнева направлялась к месту захоронения.

В это время военный оркестр исполнял среднюю часть Траурного марша Шопена. В аранжировке был изменён характер этой музыки и ускорен темп: вместо неспешной и сдержанной она стала бодрой и подвижной.

Поскольку двигаться в том быстром темпе, который диктовала музыка, участники шествия с гробом на руках не могли, они были вынуждены идти медленнее, выбиваясь из музыкального ритма. В результате была утрачена необходимая синхронность и равномерность движения. Люди двигались, шагая не в ногу и в плотной толпе мешая друг другу, при этом гроб с телом вождя опасно раскачивался.

Этот пример ярко иллюстрирует то, как неправильно подобранная к обрядовым действиям музыка может привести к печальным последствиям".

МАРГАРИТА МУЗЫЧЕНКО, СПЕЦИАЛИСТ ПО РИТУАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

Власти могут посодействовать массовому использованию ритуальной музыки в стране. В Мосгордуме пообещали уже осенью рассмотреть возможность возрождения похоронных госоркестров.

– Давайте доживём до сентября, сейчас все в отпуске, – сказал Metro депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. – Это сложный вопрос, надо разбираться.

Таким образом, председатель профсоюза ритуальных служб Антон Авдеев своего частично добился. Именно он недавно объявил о гибели профессии музыканта-похоронщика и о необходимости перемен в отрасли.

– Если будет политическая воля, представители власти на нас теперь обязательно выйдут, – уверен Авдеев.

ВАЛЬС НА ПОХОРОНАХ

Среди инициатив погребального эксперта Авдеева – расширение категорий граждан, которым положен безвозмездный похоронный оркестр.

– Считаю, отправлять в последний путь с оркестром нужно не только военных и чиновников, но и других российских граждан. К примеру, в перечень могут войти заслуженные врачи и учителя. Почему нет? В стране должны быть символы. Люди, которым оркестр будет положен как медаль.

– Поддерживаю эту идею! – обрадовался заслуженный учитель России Александр Снегуров. – Благодаря оркестру ритуал станет более человечным, не механическим. И нам это, кстати, подходит. На протяжении многих лет музыка, и грустная, и весёлая, сопровождает педагогический труд. Если случится горе, на похоронах обязательно должны звучать мелодии традиционных педагогических песен. Можно, к примеру, использовать "Школьный вальс" или "Журавлиную песню".

Заинтересовался идеей и заслуженный врач России Григорий Фирер.

– Когда играет оркестр, всегда душу раздирает, – задумчиво произнёс он. – И в этом есть некая торжественность. А сейчас на похоронах всё тихо и спокойно. Вообще, мы как-то не привыкли к тому, чтобы для нас что-то делали... Так что я, скорее, одобряю инициативу.

БОГАТЫЙ РЕПЕРТУАР

Единственный в стране автор диссертации на тему гражданской похоронной музыки Маргарита Музыченко считает, что у россиян есть определённые стереотипы в отношении погребальной музыки.

– Люди, к примеру, думают, что есть лишь одно-два ритуальных сочинения – марш Шопена и адажио Альбинони, – говорит Музыченко. – Это совершенно не так. Есть много сочинений красивого звучания. Они проливают свет на горюющие души, помогают справиться с потерей, а не ввергать человека в пучину отчаяния. Есть и малоизвестные в широком кругу сочинения – к примеру, «Павана» Форе. Это произведение в минувшие века было танцем-шествием в честь усопших.

ДОСТУПНО ДЛЯ ВСЕХ

Музыченко предвидит, что с созданием похоронных госоркестров ритуальная музыка станет доступна любому.

– Музыкальные услуги можно будет дифференцировать по объёму, – предлагает свой вариант эксперт. – Не слишком обеспеченные категории граждан смогут получать небольшой объём услуг за счёт государства. А богатые будут заказывать пакет услуг с расширенными возможностями.

Многие хотят умирать красиво даже больше, чем жить красиво. И если музыканты обеспечат высокий уровень качества услуг, люди за ценой не постоят.