Как вы готовите транспорт к жаре?                                                                                                  Мы заранее проверили все без исключения кондиционеры в вагонах метро, наземном транспорте и пригородных поездах.
В вагонах метро будет проводиться влажная уборка. На «жарких» станциях установлена система мониторинга, если температура будет превышать допустимые значения, бесплатно раздадим пассажирам воду и салфетки. На ряде станций установим «летние» двери с решётками и усилим вентиляцию, чтобы максимально ускорить воздухообмен.

МКЖД запустят уже в этом году. Что осталось сделать?
Работы ещё много. Это и инфраструктура, и подвижной состав, и интеграция Второго кольца метро с действующими линиями. Чтобы обеспечить удобный подъезд к новым станциям, мы планируем также поменять ряд маршрутов наземного транспорта.
Поездка на метро с пересадкой на МКЖД (и обратно) в течение 90 минут будет бесплатна – это принципиальная позиция мэра города. В часы пик поезда будут курсировать каждые шесть минут. По нашим расчётам, запуск Второго кольца метро (МКЖД. – Прим. ред.) позволит на 15% разгрузить Кольцевую и другие очень загруженные сегодня линии метро.

Всё успеете к запуску?
Все работы идут по графику. В июле планируем начать тестирование поездов без пассажиров. Здесь главный ответственный по вводу инфраструктуры – ОАО «РЖД». Коллеги сейчас работают в круглосуточном режиме.
Мы ожидаем, что в первый год работы Второе кольцо метро перевезёт около 75 млн пассажиров. У нас есть возможность повысить интенсивность движения поездов и увеличить количество вагонов в составе в два раза, тогда сможем перевозить почти 700 млн пассажиров в год. Впервые в нашей стране единовременно будет вводиться инфраструктура для пассажиров такой провозной способности. Уверен, это будет крупнейший пассажирский и инфраструктурный проект во всей Европе и один из крупнейших в мире.

Вы сами ждёте запуска? Интересно, как всё заработает?
Конечно, все готовимся к началу запуска. Такое бывает раз в сто лет. МКЖД можно сравнить разве что с Транссибом для московского транспортного узла.

Есть ли проблемы по переводу маршруток на работу по госконтрактам? Коллеги жалуются, что маршрутки стали ходить реже...
Мы в постоянном режиме следим за работой новых перевозчиков. Серьёзных проблем нет. Госконтракт подразумевает жёсткую защиту интересов московских пассажиров. И от тех, кто не будет справляться с работой, мы быстро избавимся. Но уже сейчас мы видим, что качество обслуживания заметно улучшилось. Первое время мы страхуем работу частных операторов нашим городским перевозчиком, пока не убедимся, что всё работает идеально.
Мало того, по нашим госконтрактам заложена возможность 10-процентного увеличения выпуска подвижного состава. Там, где нужно, мы уже это сделали. И по заявкам москвичей мы готовы выпускать транспорт ещё интенсивней. Нам очень важен этот диалог – обращайтесь прямо в департамент, мы будем быстро реагировать. Уже сейчас москвичи могут проезжать с использованием любых городских билетов и льгот почти на 150 городских маршрутах. Все автобусы оборудованы кондиционерами и двигателями не хуже Евро-4. Перевозчики сами закупают 2 тысячи новых автобусов, в итоге количество пассажирских мест в наземном транспорте увеличится на 30%. Свободного места в автобусах будет больше. При этом москвичи смогут экономить около 10 тысяч рублей в год на проезде в автобусе. Если покупать билет ТАТ на 60 поездок, то стоимость каждой поездки снижается в два раза!

Вы говорили, что троллейбусы обладают «уменьшенной маневренностью», что изношена контактная сеть. Почему вообще не отказаться от этого вида транспорта?
Мы не хотим отказываться от троллейбусов полностью. Да, есть проблемы с динамикой их движения, и в условиях стеснённости центра с троллейбусами возникает достаточно много проблем. Требует больших инвестиций и устаревшая контактная сеть. Поэтому троллейбусное сообщение не всегда эффективно. Поэтому мы часть троллейбусов перенесли на «прямые» маршруты. Например, на
Профсоюзной, Мосфильмовской улицах троллейбусы стали ходить заметно чаще. Общее количество троллейбусов в городе мы не меняем. С 2010 года мы закупили 538 новых троллейбусов и каждый год будем закупать по 60. Речи о полной отмене троллейбусного движения в городе не идёт.

Когда запустят двухэтажные «Аэроэкспрессы»?
Уже в конце этого – начале следующего года первые пассажиры смогут добраться на двухэтажных поездах в Домодедово, и вскоре – во Внуково. Новые поезда способны вместить на 40% больше пассажиров, развить скорость до 160 км/ч и обеспечить при этом пассажирам высочайший уровень комфорта.

Что будет с монорельсом?
Мы обратились к научно-исследовательским институтам, которые разработали для нас варианты развития монорельса. Одно из самых вероятных решений – задействовать эстакаду, пустив по ней трамвай. Скоро в Бутырском районе откроется станция «Фонвизинская». Половина пассажиров монорельса уйдёт туда, так как поездка на метро будет занимать существенно меньше времени.

Каковы результаты работы каршеринга?
По динамике развития сервиса поминутной аренды автомобилей Москва занимает первое место в мире. В прошлом году мы начали со ста автомобилей, а к концу этого года их будет уже более 1500. В системе зарегистрировались 100 тысяч москвичей. К нашей программе развития каршеринга присоединились четыре компании. Причём город не вкладывает в этот проект бюджетных денег – со своей стороны правительство Москвы лишь предоставляет машинам каршеринга льготное право на парковку на улицах города. Мы очень рады, что в Москве фактически появился новый вид городского транспорта. Сегодня каршеринг – популярный мировой тренд, который реально помогает разгружать дороги в крупных городах. Ведь, по статистике, на одном автомобиле каршеринга совершается около пяти поездок в день – то есть каждая такая машина может заменить пять личных.

Будет ли летом развиваться велоинфраструктура?
Сейчас в центре города ведутся масштабные работы в рамках программы «Моя улица», закончить их планируется ко Дню города. Мы решили после этого обсудить с экспертами, где нужно нанести новые велодорожки. С наступлением холодов велосипедисты уже не будут так активно пользоваться велодорожками, поэтому на обновлённых улицах мы зарезервируем под них пространство, а разметка под велоинфраструктуру там, где она действительно нужна, появится следующей весной.

На «Мою улицу», кстати, сильно ругаются...
Затруднения в движении есть, но они вынужденные. Мы все испытываем неудобства, когда, например, делаем дома ремонт. Так и здесь – Москва преображается на глазах. Посмотрите, как изменились улицы после ремонта в прошлом году! И все они прослужат ещё десятки лет москвичам. В ходе реконструкции структурируется парковочное пространство, упорядочивается организация движения – улицы становятся безопаснее для москвичей. Качественное пространство создаётся для пешеходов, велосипедистов, мам с колясками, пассажиров городского транспорта и, конечно, для автомобилистов. В итоге обновлёнными улицами пешеходы стали пользоваться до 7 раз больше! Конечно, перед стартом «Моей улицы» в этом году мы провели математическое моделирование, анализ, на каких участках можно частично ограничить движение. Ремонтируется только то количество улиц, которое не приведёт к критическим затруднениям.

Как вы относитесь к критике?
К критике отношусь внимательно, осознаю свою ответственность перед москвичами, перед руководителем города и уверен, что наши действия правильные, продуманные и нужные. Если мы хотим улучшения, без мер регулирования, к сожалению, не обойтись. Москва уже не такая, как пять лет назад, транспортная ситуация и качество жизни в городе улучшаются. Это видят и москвичи, и профессиональное транспортное сообщество. Уверен, что разумные предложения, постоянный диалог с москвичами помогут сделать нашу транспортную систему самой эффективной в мире.