Процедура содержится в поправках к Жилищному кодексу, которые уже внесены в правительство. Как разъясняет Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ страны, штрафы предназначены для организаций, некачественно оказывающих свои услуги или допустивших ошибки при расчёте платежей для граждан. Наказание – вплоть до 15% от неправильно выставленной суммы.

У экспертов сферы ЖКХ инициатива, впрочем, вызвала неоднозначную реакцию. По поводу качества услуг ответственность и так закреплена в законе, отмечает Дмитрий Стригуненко, замгенерального директора управляющей компании (УК) «ПромИнвест».

– В Кодексе об административных правонарушениях, – говорит он Metro, – речь идёт как раз о правилах содержания и ремонта жилых помещений.

С ошибками в платёжках всё ещё сложнее. Как объясняет Виталий Субботин, заведующий кафедрой «Городское хозяйство и ЖКХ» Русской школы управления, здесь сразу целый комплекс трудностей.

– Во-первых, сама система расчёта очень сложная, что нередко и приводит к ошибкам в платёжках, – рассказывает он. – Отсюда есть и второе следствие: рядовые жильцы вряд ли смогут эту ошибку отыскать. Сложно считать тарифы, есть разные договоры, разные счётчики, общедомовые нужды и так далее.

Во-вторых, говорит эксперт, любой новый штраф ведёт лишь к росту коррупции среди проверяющих. Сейчас к УК ходят Роспотребнадзор, пожарные, Жилищная инспекция. Появится ещё один повод.

По мнению Стригуненко, в целом не стоит усложнять процедуру.

– При наличии приборов учета ресурсов, которые потребил дом, плата начисляется исходя из показаний такого прибора, а при отсутствии - из норматива потребления, – говорит он. – Таким образом, если плата завышена, то управляющая организация обязана произвести ее корректировку при выставлении последующих счетов. При этом, к примеру, в Петербурге с 2008 года тарифы на жилищные услуги не повышались – лишь на комунальные, поставщиками по которым являются монополисты. Таким образом, при инфляции за последние шесть лет и росте размеров заработной платы, УК зачастую не имеют возможности содержать штат экономистов в таком количестве, которое позволило бы проверить начисления по всем ресурсам за короткий промежуток времени (2, максимум 3, рабочих дня между получением отчета о потреблении ресурса и сроком выставления счетов населению).

К тому же, продолжает эксперт, предложенные штрафы также могут быть оплачены только из состава жилищных услуг - и без того убыточной статьи доходов УК.

– То есть, – соглашается Субботин, – из тех же денег, которые жильцы платят за обслуживание дома. В конечном итоге, если по вашему обращению УК оштрафуют, вы и ваши соседи заплатите штраф государству, – говорит он.

Как резюмирует Стригуненко, в конечном счете для решение проблемы всем ресурсоснабжающим организациям нужно переходить на прямые "расчеты» с населением - поставить ресурс потребителям, а управляющие организации обязаны надлежащим образом оказывать услуги по своему профилю - обеспечить возможность поставки коммунального ресурса путем поддержания сетей дома в исправном состоянии.