45-летний житель Великобритании Эд Хьюз уже четверть века коллекционирует советские автомобили. В его парке есть уже восемь отреставрированных советских машин с интересной судьбой. И если раньше друзья и родственники считали, что Эд – мужчина "с чудинкой", то теперь никто уже так не думает.

– Мои знакомые действительно думали, что я сумасшедший! – смеётся Эд в разговоре с Metro. – Дело в том, что у этих автомобилей была дурная репутация в Великобритании. Но знаете, у большинства машин есть свой жизненный цикл. Сначала они – новые, потом – почти новые, затем – старенькие, но всё ещё годные к эксплуатации. И, наконец, они становятся старыми драндулетами (улыбается). И если к этому моменту их не утилизируют, то такие авто уже называют классикой. Грубо говоря, это машины, которые подобны прекрасным бабочкам, вылупившимся из кокона! Теперь друзья, глядя на них, говорят, что я собрал коллекцию восхитительных автомобилей, хотя ещё 10 или 15 лет назад никто не понимал, зачем мне нужно столько этих старых машин.

По словам Эда, раньше Великобритания охотно приобретала советские машины, которые поставлялись в страну с учётом местных особенностей эксплуатации – например, руль у них был справа, а не слева. В основном, британцы покупали их из-за невысокой стоимости. Эд не скрывает, что это стало чуть ли не главной причиной, по которой он увлёкся коллекционированием советских машин.

Свою первую он купил почти задаром в 1992 году – это была Lada-2107, "семёрка" с движком 1,3 литра.

– Машина была тёмно-синяя, с красной обивкой в салоне и небольшим пробегом – всего 30 000 км, – вспоминает он. – За ту же цену я мог купить, конечно, и Ford Escort, только это была бы очень старая машина с пробегом 150 000 км. Ну, я и выбрал "семёрку". Кроме того, у моего отца уже было три "Лады", с которыми он часто возился, пока я рос. Так что выбор был очевиден. Сейчас моей первой машине уже много лет, она проехала 300 000 км, и я до сих пор храню её в своём гараже.

К первой "Ладе", которую купил Эд, прилагалось заводское руководство по эксплуатации автомобиля.

– Инструкция была годная, в ней были прописаны все нюансы эксплуатации, причём очень доступно для простого читателя, – говорит Эд. – С её помощью я быстро научился самостоятельно ремонтировать своих "железных коней". Тогда "Лады" продавались у нас за небольшие деньги – где-то в районе 150 долларов, при этом часто они были в неважном состоянии. Однако если удавалось найти ещё не совсем проржавевшую машину, то любые дефекты можно было легко исправить, что я и делал в своём гараже. Можно сказать, я вдыхал в эти машины новую жизнь. Потом я на них регулярно ездил, поддерживал их в хорошей форме.

Из всей коллекции Эд выделяет зелёную "двойку" – Lada-2102. Он  застал её в ужасном состоянии – на машину упало дерево, но британец взялся за ремонт и теперь не жалеет об этом.

– Ещё мне нравится "пятёрка", её мне отдал человек, которому жена поставила ультиматум – или она, или автомобиль, – рассказывает Эд. – А машину Lada-2101 мне продал мужчина, переезжавший жить в другое место – там у него не было гаража.

Эд объясняет, чем именно его привлекают автомобили этой серии:

– Они крепкие и надёжные, на них можно ехать на высокой скорости, на большие расстояния. В них комфортно!

Одним из ценнейших экземпляров своей коллекции Эд считает "Москвич"-427, автомобиль 1972 года выпуска.

–  В начале 1970-х в Великобританию было импортировано около 10 000 "Москвичей", и многие из них были списаны вскоре после ввоза, – отмечает автолюбитель. – Дело в том, что запчасти, и в особенности тормозные цилиндры к этим автомобилям, достать у нас было невозможно. "Москвич", который достался мне, принадлежал одному пожилому человеку. В его собственности авто находилось с 1976 по 1999 годы. Я нашёл машину в его саду, и мужчина почти сразу согласился продать её. Он был сильно удивлён, когда после починки оказалось, что её снова можно эксплуатировать. Кстати, у неё был пробег где-то 300 000 км. Оказывается, прежний владелец часто ездил на ней из Лондона в Советский Союз в 70-е.

Два автомобиля серии ZAZ ("Запорожцы") достались Эду бесплатно. Начав работу над ними, он обнаружил, что машины – очень хорошие:

– Мне даже не пришлось покупать для них какие-то детали – я убедился, что всё в них функционирует на должном уровне. Понимаете, если автомобиль старый, это вовсе не означает, что у него обязательно будет тугой руль, убитые тормоза или плохой функционал. Часто они приходят в негодность из-за плохой эксплуатации, а не потому, что это с ними что-то не так! Знаете, мой автомобиль ZAZ 968A даже участвовал в заездах Top Gear, при этом за рулём был пилот Джереми Кларксон. Машина очень ему понравилась! Кстати, эта машина была раскрашена точно так же, как автомобиль бандита Владимира Трункова из мультика "Тачки 2". И это при том, что у моего автомобиля была точно такая же раскраска ещё до того, как на экраны вышел этот мультик. Возможно, аниматоров вдохновили заезды Кларксона на Top Gear? А ZAZ-1102 "Таврия", что тоже находится в моём парке, лишь одна из трёх машин с правым рулём этой серии, поставленных в Великобританию. Планировалось, что она станет самой дешёвой машиной на моей родине, но что-то пошло не так.

Всего в коллекции Эда – восемь советских машин. Две из них находятся возле дома британца, остальные – в большом сарае.

– До недавнего времени я преподавал в школе технические науки, – рассказывает о себе Эд. – Когда ушёл из школы, мне предложили должность репортёра в классическом британском автомобильном журнале Practical Classics. Теперь я пишу туда статьи на технические темы. Для меня эта работа – мечта. И мне кажется, что во многом я получил это место благодаря тому самому руководству по эксплуатации автомобиля, которое прилагалось к моей первой "Ладе"!