Лондонский университет предложил студентам записаться на курс об искусстве селфи, а в Канаде появился курс по изучению жизни величайшего футболиста Криштиану Роналду. Это только два примера необычных и немного странных программ, которые предлагают университеты мира. В то время как многие люди критикуют эту академическую затею и смеются над ней, создатели защищают инициативу, объясняя, почему такие курсы могут превратиться в эффективный и забавный метод обучения.

С начала 2015 года City Lit, лондонский колледж для взрослых, привлёк внимание СМИ и социальных сетей, когда заявил о появлении нового курса “Искусство самофото”. В описании на сайте говорится, что “этот курс является теоретическим и практическим введением в искусство фотографического автопортрета, а также платформой для развития идей о том, как создать базу произведений”.

Объявление о запуске этого курса породило множество язвительных комментариев в социальных медиа, особенно в Twitter.

Пользователь @kollinsayz написал: “Они запустили курс “Искусство самофото” - Конец приближается!”. Другой пользователь @thereid сказал: “Лучшее описание нашей нарциссистской одержимости”. “Мне нравятся удачные селфи, но почему это существует?”, - удивился пользователь @tomn06.

Многое было сказано и о курсе, сконцентрированном на изучении жизни и пути к популярности Криштиану Роналду. Его запустил социолог Луи Агилар из канадского Университета Брианской Колумбии (Оканаган). Хотя эта программа также вызвала волну шуток, многие записавшиеся на неё студенты нашли её действительно интересной и увлекательной. Один из студентов Билли Фрэнк, который учится на четвёртом курсе социологического факльтета, сказал: “Мне любопытно появление того элитарного стандарта, который он (Криштиану Роналду - прим. ред.) ввёл”.

Хотя некоторые называют эти странные курсы растратой интеллекта, времени и денег, некоторые эксперты уверены, что они могут стать интересным и весёлым способом погрузить студентов в определённую сферу знаний.

“Если содержание самого курса не размытое, то нет ничего дурного в экспериментах, направленных на более эффективные методы обучения”, - сказал Metro Майкл Линзин, автор трёх книг об управлении работой на уроках и автор популярного блога на эту тему.

Другой курс “Наука о супергероях” является хорошим примером того, как редкий курс может помочь студентам в изучении физики. Курс был создан профессором Майклом Б. Деннином из Калифорнийского Университета в Ирвайне. Он использовал супергероев для научных обоснований.

“Студенты могут использовать супергероев для научных обоснований теорий, вместо того чтобы иметь дело с политикой”, - объяснил Деннин Metro.

Университеты также могут учить студентов тому, как не тратить слишком много денег, как в случае с курсом в нью-йоркском Университете Альфреда - “Tightwaddery” (что можно перевести как “Тугие деньги”). В рамках этого курса профессор Эрмис Вестакотт помогает студентам развивать навыки экономии с помощью философии.

“Я не учу людей жить экономно. Но я учу их критически переосмысливать те ценности, которые люди принимают как должное”, - сказал Metro Вестакотт.

Иногда редкие курсы могут стать хорошим способом ввести юных студентов в некоторые области знания более интересным методом. Но “опасность заключается в том, что полученные знания могут оказаться неприменимыми в жизни и будущей карьере. В этом случае курс, конечно, станет настоящей тратой времени и денег”, - заключил Линзин.

(Колумбийский колледж в Чикаго) Этот курс исследует историю, значимость и способ изображения зомби в ужастиках и книгах в жанре фэнтези. В рамках курса студенты знакомятся с материалами в СМИ, литературой, комиксами и кино, а затем исследуют характеристики зомби и вступают в активные дискуссии, учатся критическому суждению. 

(Джорджтаунский университет в Вашингтоне) В фильме “Звёздный путь” ставится много философских вопросов о космосе, исследованиях и инопланетянах. Что же может быть лучше для изучения философии, чем “Звёздный путь”? Этот курс является введением в метафизику и гносеологию, в рамках этой программы студенты знакомятся с вопросами, которые снова и снова ставятся авторами научно-фантастических произведений. 

(Виргинский университет) Останетесь ли вы с “покер фэйс”? Студенты в рамках этого курса изучают социальные тексты песен исполнительницы. Полученные знания используются как платформа для будущего экзамена, на котором студенты отвечают на вопросы, связанные не только с творчеством Ledy Gaga и феминизмом. Они отвечают на вопросы о том, какую ролью она играет как публичная персона, а также какое влияние оказывает на социум.
 

(Аппалачский государственный университет, Северная Каролина) Этот курс знакомит студентов с вопросом о самой природе истории. Кто решает, что такое история? Кто решает, каким образом она используется? Как она влияет на нас? Как исторические знания влияют на литературу? Как фэнтези может изменить наше представление об истории? Романы и фильмы о Гарри Поттере помогают студентам ответить на все эти вопросы. 

(Университет Айовы) Курс “Антология Элвиса” раскрывает связь Элвиса Пресли с афроамериканской культурой, социальными изменениями и эстетикой. Программа связана не только с Пресли, но и с артистами, которые его вдохновляли. Автором программы стал рождённый в Уганде профессор Питер Назарет.  

Metro побеседовало с основателем программы "Наука о супергероях" Майклом Деннингом, чтобы узнать больше о его курсе.

- Почему вы решили создать курс о супергероях?
- Всё началось, когда студенты попросили меня проводить часовое занятие о супергероях в неурочное время. Я обнаружил, что многие научные факты можно объяснить даже на ненаучных примерах. Например, в первом кино о супермене герой облетает вокруг Земли, полностью изменяет ее вращение и поворачивает время вспять. Даже при том, что это противоречит законам физики, можно задать вопрос: что могло бы заставить Землю остановиться и начать вращаться в обратную сторону? Многие физики задаются этим вопросом. Именно тогда я и понял, что могу использовать супергероев, чтобы эффективно объяснять научные факты.

- В чём главная цель этого курса?
- Цель состоит в том, чтобы показать студентам, как взаимодействуют наука и социум. А также чтобы показать студентам, что математика – это язык науки. Я объясняю им, как наука, которую они изучают, применяется в реальной жизни. Именно для этого и нужны супергерои.

- Насколько этот курс успешен? Он популярен у студентов?
- Да, это очень популярная программа. Правда, сначала студенты удивляются, что не весь курс состоит из супергероев и приходится проделывать настоящую научную работу, развивать критическое мышление. Но к концу они действительно осознают ценность курса и видят результат.

- Как вы думаете, такие “альтернативные” или “творческие” курсы являются хорошим методом обучения?
- Я думаю, что сама тема курса, его “оболочка”, не так важна, как те возможности, что он даёт для обучения. Кроме того, курсы с необычными названиями зачастую воспринимаются “неакадемическими”, лишь потому что люди не всегда вникают в их суть.