– Киты ходят по всему морю, и весь район их обитания нельзя сделать заповедником, – рассказала Metro доктор биологических наук Ольга Филатова. – Поэтому важно найти именно те районы, которые для них принципиально важны – кормятся, отдыхают, размножаются и выращивают детенышей.

По словам биолога, сам процесс мониторинга довольно прост – вместе с помощниками-волонтёрами ходить по морю на яхте и смотреть, собирать данные. Правда, увидеть китов не всегда легко. Если, например, на Сахалине и на Чукотке летом можно наблюдать множество серых китов, которые подходят близко к берегу, то малых полосатиков заметить непросто – человек может находиться в лодке и не знать, что рядом с ним плавают сразу несколько китов.

– Бытует мнение, что киты конкурируют с рыбаками, но это не так, – рассказывает Ольга Филатова.

– Рыбаки изымают рыбу из моря насовсем, а киты, съев её, потом испражняются у поверхности, и эти вещества служат основой для роста водорослей, которыми питаются рачки, а ими – рыбы, то есть киты не изымают из моря биомассу, а только ускоряют её оборот.

Кроме того, как говорит учёный, киты помогают морской флоре и фауне развиваться. Огромные животные погружаются довольно глубоко, до 2–3 километров, и поднимают оттуда на поверхность биомассу, которой нужен свет Солнца.

Киты – животные подвижные, могут за сутки пройти более 200 километров. Правда, в местах кормления могут оставаться на одном месте по несколько дней.

– Киты спят только наполовину, – говорит Ольга Филатова. – На одну половину мозга – разными полушариями по очереди, чтобы не утонуть. Кроме того, у них отсутствует так называемый парадоксальный сон, который характерен для всех наземных млекопитающих и во время которого мы чаще всего видим сны.

Когда карта критических районов обитания не видящих снов млекопитающих в Охотском, Беринговом и, возможно, Чукотском морях будет готова, её представят Минприроды и природоохранным организациям.