Министр юстиции страны Андерс Ануннсе в интервью телеканалу NRK заявил, что многие из сирийцев, оказавшихся в Норвегии, жили в России более пяти лет и сейчас ищут не спасения, а лучшей жизни.

– Некоторые люди, которые перешли через пропускной пункт Стурскуг (на российско-норвежской границе), долгое время жили в России и должны оставаться там, – считает чиновник. – Они  (сирийцы. – Прим. ред. ) не бегут от войны, нужды или голода и не нуждаются в том, чтобы Норвегия обеспечила их безопасность, так как это уже сделала Россия.

При этом, по словам Ануннсе, те, кто ищет спасения от войны, всё же могут рассчитывать на рассмотрение своей заявки.

– Если человек действительно прожил в России пять лет, то, я считаю, это требование (о депортации. – Прим. ред. ) справедливо, – сказал Metro координатор по культуре и делам беженцев благотворительного фонда «Руссар» Абдуллах Мохамед Аль-Хамадех. – Главное, чтобы власти Скандинавских стран не отказались от беженцев, которые едут через Россию транзитом... Понимаете, беженцы едут туда, потому что ищут более благополучные условия для существования, где их обеспечат жильём, пособией, минимальной одеждой.

Норвежский департамент миграции сообщил, что за десять месяцев 2015 года в Норвегию через Россию прибыло 1200 беженцев. Это в 85 раз больше, чем за весь 2014 год! Путь через нашу страну хоть и длиннее, но дешевле, чем через Средиземноморье (по подсчётам Wall Street Journal,  2–2,5 тыс. евро против 12 тыс. евро). И безопаснее – нет риска утонуть при нелегальной транспортировке лодками.

Перевалочным пунктом на пути сирийцев из охваченной войной страны в Норвегию стала Мурманская область, а конкретнее – посёлок Никель. Поскольку по закону пересекать границу пешком нельзя, сирийцы заказывают здесь такси или покупают велосипеды.

– Да, велосипеды все скупают, – подтверждает в разговоре с Metro житель Никеля Кирилл Демидов. – В спортивных магазинах их практически не осталось, за исключением детских трёхколёсных. На улице беженцев видим небольшими группами – по 2–4 человека. Если не всматриваться и не знать, что тут могут быть беженцы, то и внимания не обратишь. Сирийцы ведут себя тихо и мирно.