Победитель самого престижного конкурса фотожурналистов World Press Photo Сергей Ильницкий, занявший первое место в номинации "Главные новости" за снимок из Донецка, где был обстрелян жилой сектор, рассказал Metro о том, как ему удалось сделать покорившую судей фотографию. Фотожурналист из России также занял второе место в номинации «Спорт» за снимок "Покоряя скорость", где запечатлён немецкий прыгун с трамплина Мариус Клаус во время соревнований в Нижнем Тагиле. Номинация спорт уже второй раз становится победной для Ильницкого.

- Вы уже как-то говорили, что спортивная съёмка — не ваш профиль. Но почему эти снимки впечатляют судей?
- Повезло, наверное, просто. Не то чтобы это не мой профиль: я в информационном агентстве работаю, и спортивная съёмка процентов 60, если не больше, времени занимает, но мне гораздо ближе и интереснее снимать простую жизнь, где-нибудь в глубинке. А спорт — он как театр: перед вами прыгают все — и вы только нажимаете. Можно красивую фазу поймать, а можно - и некрасивую.

- Как вы думаете почему вам удалось победить в двух категориях?
- Конкурсы — это вещь случайная и субъективная. Все зависит от того, кто в судьях сидит, какие политические события происходят, какие ещё фотографии присылали на конкурс. Любой конкурс субъективен. Поэтому победа — это везение, так сложились звёзды.

- А вы много фотографий отправляли на конкурс?
- Две серии фотографий были про спорт — олимпийские фото и из Нижнего Тагила (где проходил Кубок мира по прыжкам с трамплина — прим. ред.). И ещё серия про Украину.

- Когда и как была сделана фотография «Кухонный стол»? 
- В конце августа журналисты жили в донецкой гостинице «Рамада». В двух километрах от нас был жилой сектор, который целую неделю с утра до вечера обстреливали. По-моему, район Боссе называется. Мы каждое утро снимали. А в этот раз увидели дым и поехали. Оказалось, что снаряд попал в квартиру, где жила семья пенсионеров: шахтёр, дедушка уже лет под 70, и его жена. Они как раз садились кушать, а в их дворе разорвалась мина. Женщину ранило очень сильно в живот, и дедушку поранило, порезало. Когда мы приехали, женщину уже увезли на скорой, а дедушка сидел у заборчика, ему врачи капельницу ставили, перебинтовывали – готовили к транспортировке в больницу. Он плакал, кричал, по-моему: «Вера, Вера!» Видимо, жена. И сын приехал, он тоже плакал. «Пойди, – говорит, – посмотри, что они там сделали с домом». И повёл меня внутрь. А там такой стол.

- Вы сразу поняли, что нужно снимать именно стол?
- Весь дом был в осколках. Всё порезанное, занавески в крови, холодильник дырявый. Но просто стол – это кусочек мирной жизни. Очень лаконично и одновременно страшно всё это показывает. Просто жаль безумно людей, жаль, что они умирают. Жаль, что фотографии больше не останавливают войну.

- Что вы почувствовали когда вошли в комнату?
- Не только в комнату, вообще когда там находишься, очень неприятно. Очень противоречивые чувства испытываешь. Просто жалко безумно людей, жалко, что они умирают. Жалко что другие люди, которые такое творят, совершенно не задумываются. И боюсь, не задумаются, даже увидя все эти фотографии, не только мои — на конкурсе было много фотографий пострашнее, посильнее. Этих людей ничто не пронимает, тех, кто принимает решения. Раньше нас учили, что фотографии останавливают войны: Вьетнамскую войну остановили — фотографией бегущей девочки (Снимок южновьетнамского фотографа Ника Ута показывает людей, бегущих от напалма, который разливают вооруженные силы на деревню. В центре фотографии обнаженная девочка, которая бежит и кричит от боли и страха — прим. ред.). Много было таких фото. Но в нашем варианте не получается.

- Как вам фотография, которая получила Гран-при («Жон и Алекс»)?
- Нормальная фотография, свет красивый, как говорят фотографы. Если говорить тематически, а не фотографичеки — тема надуманная, мне кажется, сильно надуманная, потому что нет у нас таких проблем больших с этими людьми. Выбрали человечное фото, потому что вокруг убийство. Это такой смелый шаг у жури, и я судей не осуждаю — это точно. Но чтобы с ними согласиться — нужно смотреть всё, что было прислано. 

Metro предлагает подборку лучших фотографий, занявших призовые места в мировом фотоконкурсе World Press Photo 2015. 

1. Сергей Ильницкий - «Покоряя скорость». На фото запечатлён немецкий прыгун с трамплина Мариус Клаус во время соревнований в Нижнем Тагиле. 2-е место в номинации «Спорт». 

2. Бао Тайлян - «Решающая игра». Игрок сборной Аргентины Лионель Месси смотрит на Кубок мира во время награждения на стадионе «Маракана». 1-е место – «Спорт». 

3. Рафаэла Розелла - «Лауринда». Фотограф из Австралии хотела обратить внимание на социально изолированные слои общества, которые недополучают образование. На снимке школьница ждёт автобус. 1-е место – «Портрет». 

4. Пит Мюллер - «Эбола в Сьерра-Леоне». Врачи возвращают в медицинский центр сбежавшего заражённого вирусом Эбола. 1-е место – «Главные новости».

5. Мадс Ниссен - «Жон и Алекс». Этот снимок получил Гран-при конкурса. Фотография была сделана в Санкт-Петербурге, и на ней изображена интернациональная пара из России и Франции. В аннотации к кадру датского фотографа сказано, что сексуальные меньшинства в России ущемляются в правах. 

6. Сергей Пономарёв - «Конфликт в Газе». Два брата из семьи Эль Ага оплакивают своего отца, который был убит после артобстрела в Хан Юнисе. Снимок российского фотографа занял 3-е место в номинации «Главные новости».