Вдова астронавта: Мы сможем летать к звёздам

Вы потеряли мужа в катастрофе «Челленджер». Научилось ли чему-то NASA после трагедии? И что чувствуете вы?
Я надеюсь, что в нашей космической программе после катастрофы учтены все рекомендации. Космические системы для перемещения людей в пространстве являются очень сложными механизмами. Я доверяю инженерам и научно-исследовательскому потенциалу учёных, а также верю в то, что безопасностью впредь не будут пренебрегать. А лично для себя я поняла, что нельзя воспринимать любимого человека и свою жизнь как должное.

Чем была важна эта миссия?
Она дала миру возможность осознать цену и ответственность исследований космоса, а также подала пример нации, показала трудолюбивых людей, которые были готовы рисковать жизнью ради высшей цели.

Что стало с членами семей экипажа «Челленджера»?
«Челленджер» стал для нас своего рода вызовом, а затем возможностью продолжить программу наших любимых и родных – «Учитель в космосе». Мы создали чудесный образовательный центр «Челленджер» для миллионов студентов.

Стала ли научная фантастика вчерашнего дня реальностью сегодня?
Да! Я считаю, что мы находимся на пороге межпланетного космического полёта, в конечном итоге это приведёт к тому, что мы сможем летать к звёздам. Я хотела бы жить достаточно долго для того, чтобы застать это время. Но пока я могу только представлять это себе.
 

Эксперт: Программы в космосе безопасны, пока в них не участвуют люди

Какие уроки мы извлекли из катастрофы «Челленджера»?
Мы научились не рисковать жизнью космонавтов во имя политических целей лидеров, в том случае – Рейгана. Отправив учителя в космос на шаттле «Челленджер», Рейган пытался вернуть себе их поддержку, потому что учителя были напуганы его усилиями упразднить министерство образования. Было хорошо известно, что уплотнительные кольца могут разрушиться, если температура во время запуска будет ниже необходимой, как это и было с «Челленджером». Но высшие должностные лица NASA хотели угодить президенту и отклонили протест экспертов из корпорации Morton Thiokol, которые выступали против запуска шаттла в тот день из-за погоды во Флориде.

Что вы можете сказать о тех, кто выступал против запуска шаттла?
Те сознательные инженеры, как в Morton Thiokol, которые выступили против запуска шаттла, были наказаны, а не награждены. Самый ответственный из них, Роберт Бойсджоли, был слишком заметной фигурой, чтобы его уволить, но его переназначили на искусственно созданную должность, а начальство избегало его.

Как можно предотвратить подобные трагические события?
Нужно прислушиваться к мнению экспертов, у которых может быть точка зрения, отличающаяся от мнения команды.

Сейчас космические программы безопасны?
Пока в них не участвуют люди, они безопасны. Но только дураки могут быть уверены, что полёты в космос являются безопасными, как нас пытается в этом убедить NASA. Проблема в том, что большинство американцев не интересует изучение космического пространства. Кроме того, большинство американцев не хотят, чтобы правительство тратило огромные суммы на космические программы, как это было в 1960-е при Кеннеди.

Чего нам ждать в будущем?
Космический туризм станет популярным среди богатых авантюристов. Насколько это безопасно? Кто знает... К сожалению, космические путешествия в большей степени зависят от экономических и политических условий на Земле, а не от взглядов мечтателей.

Эксперт: После катастрофы шаттла «Челленджер» корабли проектируют с механизмом спасения 

Можно ли было предотвратить трагедию шаттла «Челленджер»?
Когда шаттл тестировался на Земле, в нём были установлены катапультируемые кресла. Однако потом их убрали. После этого больше не осталось способов выбраться из шаттла в случае возникновения чрезвычайной ситуации в космосе. Когда случился взрыв шаттла в 1986 году, у команды просто не было способа выжить. После катастрофы для космических кораблей был спроектирован специальный механизм, который теоретически позволяет выбраться из шаттла в случае возникновения опасности, но и он не совершенен.

Теперь спасательные механизмы есть во всех космических кораблях?
Да, после той катастрофы большинство современных кораблей проектируется со спасательным механизмом изначально. Теперь существуют специальные капсулы, с помощью которых команда может отделиться от всего корабля и спастись.

Может ли нечто, подобное той трагедии, произойти вновь?
В целом космические программы стали более безопасными, чем раньше. Но это как с самолётом или автомобилем – риск есть всегда. Хорошо спроектированные системы, принимающие во внимание человеческий фактор, являются ключевым элементом в формировании культуры безопасности. И всё же сколько бы времени ни прошло, каких бы высот ни достигла наука, освоение космического пространства человечеством всегда будет связано с долей опасности.

Говорят, в скором времени начнёт набирать популярность космический туризм...
Да, в будущем космический туризм действительно станет очень популярным. Надеюсь, что компании вроде Virgin Galactic и Blue Origin начнут отправлять туристов в космос, но, чтобы это произошло, необходимо провести многочисленные тестирования и продумать правильное поведение команды в кризисных ситуациях.