Жители Великобритании проголосовали за выход из Евросоюза. Экономисты и финансовые аналитики подводят итоги по горячим следам и делают первые прогнозы.

Саймон Смит, главный экономист FxPro UK:

– Будет очень-очень много последствий сегодняшней ночи: для рынков, политиков и глобальной геополитики в целом. Некоторые будут видны уже в ближайшие дни, некоторые станут проявляться через годы.Первый финансовый итог – обвал курса фунта стерлинга и наоборот рост швейцарского франка и йены. Британские индекс также в жёстком минусе. В большей степени пострадают местные компании, ориентированные на внутренний рынок.

– Что касается политики, то премьер-министр и его партия боролись, но проиграли. Он уйдёт в отставку. Это создаёт дополнительную неопределённость. В более широкой геополитической картине пример Британии будет воодушевлять и другие страны ЕС и еврозоны. Если Европа жёстко отреагирует на решение Британии, другие страны задумаются, если же нет, то остальные могут начать тормозить реформы – структурные и финансовые.

– Ко всему прочему, есть вероятность, что Шотландия проведёт ещё один референдум по независимости, который почти точно выведет их из состава Великобритании. Если вы думали, что Brexit снимет часть неопределённости с рынков, вам придётся глубоко разочароваться.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:

– Первые итоги референдума – это прежде всего огромный скачок нестабильности на рынках. Участники рынка сделали ставку на защитные активы: йену, франк, золото и облигации.

– Тем временем, подсчитав голоса в Шотландии и Северной Ирландии, стало ясно, что число сторонников против Brexit растет. Прагматизм и здравомыслие этих регионов не вызывали вопросов. Понимание того, что автономия Англии может стать причиной потери торгово-партнерских связей с ЕС и привести к затяжной рецессии региона, который и без того никак не может преодолеть угрозу дефляционного давления, постепенно изменило рыночные настроения, но лидерство все равно осталось за сторонниками Brexit.

Алексей Вязовский, вице-президент Золотого монетного дома:

– Ожидаемо падает нефть. Баррель марки Брент подешевел на 6 с лишним процентов, упав до отметки 47 долларов. Спекулянты с ужасом ждут открытия фондовых рынков Европы. Пока, даже трудно представить, насколько упадут биржи Германии, Франции и самой Британии. Конечно, ЕЦБ и Банк Англии вольют в финансовые рынки свежие порции ликвидности. Банки получат рефинансирование и теоретически смогут выкупить часть стремительно дешевеющих активов. Но захотят ли? Мягкая денежно-кредитная политики и так не особо помогает рынкам, а на фоне Brexit можно ожидать начала эффекта домино.

– Доминошки могут начать сыпаться не только в финансовом секторе, но и в самой объединенной Европе. Сильные сепаратистские настроения существуют не только в Британии, но и в Италии, Испании и ряде других южных стран, которые страдают от гегемонии Германии и Франции. И теперь инвесторы вынуждены закладывать риск распада ЕС в цену практически всех мировых активов.

– А что ждет Россию? Несмотря на санкции, отток иностранного капитала, страна не остается изолированной от глобальных неурядиц на финансовых рынках. Вслед за нефтью, начнет падать рубль. Отечественная валюта может потерять от 3 до 5% и ЦБ РФ придется очень пристально следить за ситуацией, а возможно и даже повышать процентные ставки, дабы остудить пыл спекулянтов, играющих против рубля. Ничего хорошего не ждет российский фондовый рынок. Индексы ММВБ, РТС покажут сегодня сильное падение. Много будет зависеть от того, как финансовые власти Европы и США справятся с паникой. Если ее удастся быстро купировать мерами денежно-кредитной политики, то и в России произойдет отскок после падения. В любом случае, пока шторм на финансовых рынках не уляжется, лучший выход для консервативных инвесторов – золото.

Василий Карпунин, начальник отдела экспертов «БКС Экспресс»:

– Членство в ЕС предполагает наличие единого рынка. Это форма интеграции, включающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, капитала, трудовых ресурсов. Выход страны из ЕС предполагает потерю таких привилегий, увеличение таможенных сборов, пошлин. В ряде случаев придется создавать специальные подведомства с нуля, ведь стране придется заключить новый торговый договор с 27 странами Евросоюза. Есть также вариант поиска новых договоренностей с ЕС в целом, но по каждому пункту структуры торгового оборота.

– се основные английские банки, такие например как HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays Bank, имеют серьезные позиции на европейском рынке. А 52% британского внешнеторгового товарооборота в 2013 году приходилось на ЕС. Около 35% в нем занимала продукция тяжёлой промышленности, станки, двигатели и прочее оборудование. Более 10% экспорта приходится на химическую промышленность. Стоит отметить, что и импорт из стран ЕС демонстрирует похожую картину. В целом стоит отметить, что Великобритания с 1973 года в Европейском экономическом сообществе. За это время английские и немецкие, французские, итальянские, голландские промышленные связи переплелись настолько, что становится непонятно, какая конкретно из сторон потеряет больше.