7 октября в Петербурге открылась выставка, посвященная писателю Даниилу Хармсу. Впервые представлены личные вещи писателя, фотографии, не публиковавшиеся ранее рукописи.

– Надеемся, что эта выставка станет первым шагом к открытию музея Хармса, – говорит директор Музея Достоевского Наталья Аншибаева. – По крайней мере, материалы уже собраны.

Инициатором выставки и создания музея стал директор одного из издательств Алексей Дмитренко.

– Если привязываться к местам Хармса, то есть два варианта, – рассказал Metro издатель. – Это квартира на улице Маяковского, где жил писатель, и дом Зингера, где находилось детское издательство, – там Даниил Иванович работал. С частной квартирой все сложно. А в помещении, где находилось издательство, сейчас располагается офис «ВКонтакте». Мы вели переговоры с Павлом Дуровым, предложили ему выделить в огромном офисе комнату для музея. Его эта идея пока не вдохновила. Но мы продолжим переговоры. Обязательно пригласим его на выставку.

- Переговоры с музеем Хармса ведутся, и мы совершенно не против, чтобы экспозиция располагалась в Доме Зингера, но к окончательному решению пока не пришли. Здание Зингера — памятник архитектуры федерального значения, находящийся в государственной собственности, также является бизнес-центром, где ВКонтакте лишь арендатор нескольких помещений. Остальные этажи занимают совершенно независимые компании, одна из которых — книжный магазин «Дом Книги». Решать подобный вопрос только с нами невозможно — это в компетенции администрации бизнес-центра, рассказал Metro пресс-секретарь ВКонтакте Георгий Лобушкин.

История чемодана

Валерий Сажин
историк, специалист по творчеству Даниила Хармса
:

– При жизни Хармса были опубликованы только два детских стихотворения. Все рукописи хранились в чемоданчике. Писателя арестовали, а чемодан остался в квартире. Во время войны дом разбомбили. Друг Хармса философ Друскин вынес чемодан практически из-под обломков, спас рукописи. Хранил у себя. После смерти чемодан берегли близкие Друскина. Потом его передали искусствоведу Людмиле Ковнацкой, а она уже отдала издательству, которое занималось наследием Хармса.