Выставка посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры  –  рубежу XIХ–ХХ веков, который часто называют эпохой модерна.

В Инженерном доме на территории Петропавловской крепости представлены более 500 экспонатов.  Это уникальные витражи, чугунное литьё, облицовка печей и каминов, выполненные на ведущих художественно-керамических производствах России, Финляндии и Германии.

– Большинство экспонатов появилось у нас в фондах в 70-е годы прошлого века, – рассказала Metro заместитель директора по науке Юлия Демиденко. – В это время в городе многие исторические здания уходили на капитальный ремонт. Внутреннюю отделку никто не берёг, она превращалась в строительную пыль. Витражи били и уносили на свалку. В то время у нас в музее работала группа молодых ребят, в том числе Лев Лурье и Борис Кириков, ныне известные историки. Они узнавали, какой дом отправляется на ремонт, шли туда и спасали витражи, облицовку каминов. Иногда элементы декора в музей приносили горожане. Знали, что здесь это сохранится. В последнее время к нам, к сожалению, ничего не поступает. Все эти вещи поднялись в цене.

Витражи и камины, представленные на выставке, когда-то украшали доходные дома на Подольской, Итальянской, Садовой улицах и в Басковом переулке. Большая часть коллекции платьев принадлежала пианистке Елене Кормильцевой, она концертировала в конце  XIX – начале XX века. Музею их передал внучатый племянник.  

– Российские мастера того времени часто заимствовали идеи у западных художников. На выставке представлена коллекция светильников. Многие – с выкладкой фальшивых самоцветов. Такой дизайн придумал Тиффани в США. Его тут же стали копировать европейские и российские мастера. Авторского права тогда не существовало, и все художники и дизайнеры этим пользовались.