Группа юристов под названием Nonhuman Rights Project борется за юридические права шимпанзе Томи. Они считают, что он может иметь "право на личную свободу". Томи – 26-летняя обезьяна, которая живёт на стоянке автоприцепов в Гловерсвилле в северной части штата Нью-Йорк. Его дом – это сарай, в котором шимпанзе смотрит мультфильмы и программы о природе. В ближайшее время Апелляционный суд Нью-Йорка рассмотрит право Томи на личную жизнь. Metro поговорило с его адвокатом Стивеном Уайсом, почему бывшее цирковое животное заслуживает особого статуса.

Зачем шимпанзе право на личную жизнь?
По тем же причинам, что и людям! Это самый верный способ уберечь их от эксплуатации, насилия и убийства.

Что будет основным аргументом в Нью-Йоркском суде?
Шимпанзе имеют фундаментальное право на телесную свободу, которое защитит их неприкосновенность, потому что они самостоятельные и самоопределившиеся существа. Способность самоопределиться является высшей ценностью англосаксонского права и вообще западных ценностей. Именно поэтому шимпанзе имею право на акт Хабеас корпус (право неприкосновенности личности – Прим. ред.), чтобы осуществлять его. Это также нарушает фундаментальное равенство и дискриминирует самостоятельных существ только потому, что они не являются людьми.

Что делает эту задачу сложной?
Сложно представить животных в суде потому, что они правовые предметы, которые не имеют всех юридических прав. Наш проект Nonhuman Rights работает над тем, чтобы изменить это.

Если шимпанзе получат человеческие права, как они будут использовать их?
Права человека являются правами человека. Права шимпанзе – это права шимпанзе. Они будут осуществлять свои права через опекуна или другое компетентное лицо, которое будет говорить за них, – то, что давно происходит с детьми и другими людьми, неспособными осуществлять свои права человека.