В эту субботу в Колпино в ретро-рейс по несуществующему ныне маршруту отправится знаменитый советский автобус ЛиАЗ-677, за свой необычный внешний вид получивший прозвище «Луноход». Организуют поездку активисты, неравнодушные к истории городского транспорта. ЛиАЗ рассчитан на 33 сидячих места, но любителей истории и просто желающих вспомнить прошлое оказалось больше, так что некоторым придётся кататься стоя.

- В этот раз у нас будет так называемая «луноходовка» по старым колпинским маршрутам, которые сейчас уже не действуют, а также по пригородам Колпино. Будемкататься  вокруг этого города, закончим путешествие возле посёлка Никольское - там на берегу реки Тосны устроим пикник, - рассказал Metro организатор поездки Фёдор Черноусов.

Энтузиаст нашёл в интернете объявление о продаже ЛиАЗа в сентябре 2007 года. Переговоры о покупке велись полгода, за это время найдены технические специалисты и водитель для экспедиции.

Автобус работал на служебной развозке в одном из предприятий города Владимир. Отличительной особенностью автобуса была сохранившаяся касса для продажи билетов, до верху набитая 2, 3 и 5-копеечными монетами, и рулон талонов по 5 копеек образца 1991 года. Автобус практически без поломок преодолел 1000 км за 40 часов.

По прибытии в Петербург «Луноход» прошёл капитальный ремонт - со временем стало очевидно, что нужно приводить в порядок кузов. Продолжавшийся несколько лет, ремонт был в итоге завершён полной заменой кузова на практически новый, чудом сохранившийся на автобазе аэропорта "Пулково". Этим летом 2014 "Луноход" прошёл ремонт ходовой части, а также была произведена покраска кузова и салона.

- Сейчас кузов автобуса покрашен в исторический жёлтый цвет, а двери - в белый. Он стал как новенький, даже лучше, - говорит Фёдор.

Ретро-поездки проводятся нечасто, где-то раз в полгода. Маршруты выбирают исходя из нескольких факторов: его реального существования в прошлом, интересной трассы и наличия точек, где можно остановиться поснимать старый автобус на красивом пейзаже.

- У некоторых сохранились старые таблички с номером маршрута. Люди приносят их с собой, мы ставим эту табличку возле лобового стекла и едем по маршруту. У нас была «луноходовка» по 38-му маршруту - раньше он шёл от станции «Ручьи» до института Иоффе. Потом была поездка по маршруту 492 - от стрелки Васильевского острова до института Павлова в Колтушах, то есть из самого центра в пригород. Сейчас его тоже нет. Была пара пригородных поездок. Один раз ездили в район Сосново, в другой - в сторону Зеленогорска, - рассказал Фёдор, добавив, что потихонечку коллекция прирастает новыми машинами. Стоят они на автобазе, но в будущем, возможно, переместятся в один автобусных парков города.