- Это нормальный процесс оптимизации бизнеса, - пояснил ситуацию Metro президент сети ресторанов и суши-баров "Евразия" Алексей Фурсов. – О закрытии всех ресторанов в Петербурге речи не идёт. На сегодня процент закрывшихся точек - менее 10. Далее будут закрываться только убыточные заведения, где собственники помещений не пойдут на снижение ставок. К сожалению, сейчас еще не все арендодатели действуют адекватно условиям рынка.

Как отметил собеседник Metro, в регионах,так же,как и в Петербурге, есть некоторое падение покупательской способности.

- В связи с этим, и снижение оборотов, - продолжает Алексей. - Однако, это общая тенденция ресторанного бизнеса. При этом, всё равно в Минске и Казани наши рестораны остаются одними из самых популярных. Убытки есть в отдельно взятых ресторанах, а в целом, в отличие от многих коллег и конкурентов, у нас ситуация стабильна. Сеть по-прежнему работает с прибылью.
По словам Фурсова, на бизнес повлияли санкции, которые ввела Россия. Например, цена за лосося выросла в два раза. Metro решило выяснить как это отразилось на других участниках рынка.

- Как только санкции ввели, у нас были некоторые проблемы, пришлось менять поставщиков, - рассказали Metro в группе компаний «Васаби». – Цены поставщиков действительно выросли и это, конечно, отразится на ценах в меню, но рестораны закрывать не собираемся.

- К сожалению, как и на большей части ресторанного бизнеса, санкции на нас тоже отразились, - поделился с Metro Максат Ишанов,генеральный директор сети ресторанов «Две Палочки». - Повысились цены на закупаемую продукцию. Значимую часть нашего товарооборота составлял норвежский лосось, запрет ввоза которого, стал для нас, пожалуй, наиболее заметным неудобством. Кроме этого, под запрет попали некоторые овощи, фрукты, мясо, сыры, которые мы также используем в приготовлении.

По словам Максата, для закрытия ресторанов у них нет никаких оснований.

- Безусловно, санкции могут повредить бизнесу: необходима перестройка логистической цепочки, переделка технологических карт, что, конечно же, является сложным и трудоемким процессом, - рассказывает директор сети. - Но есть и свои плюсы. За последние полтора года компания получала хорошие результаты, многие менеджеры расслабились, и тут нас окатили холодной водой. Получился такой жизненный Ice bucket challenge. Бизнес как велосипед – если колеса не крутить, упадешь. После введения санкций мы стали работать быстрее, эффективнее. Если раньше проработка нового меню занимала три месяца, сейчас мы с командой по-стахановски обновили меню за месяц. Что же касается цен - мы очень выборочно и незначительно повысили их на некоторые позиции, что в итоге не отразиться на среднем счете.

По данным Synovate Comcon в I полугодии 2014 наиболее популярны в Петербурге фаст-фуд, рестораны и точки. Их посещают 32% петербужцев. Кафе и кофейни занимают второе место, однако, их популярность снижается (-1,4 пп. за последние 3 года).

Суши уверенно удерживают аудиторию - в суши-барах хотя бы раз за три месяца бывает каждый пятый петербуржец. При этом средние затраты на посещение суши-ресторана в Северной столице снизились за последние три года на 38 руб.