Судно «Набл», пришвартованное в порту Кронштадта, переделано из старого швертбота. Прошлым летом оно прошло «боевое крещение» – участвовало в нескольких регатах. А в ближайшее время на нем начнут тестировать систему, способную управлять яхтой без экипажа.
– Идея «авторулевого» появилась независимо друг от друга у моих друзей – Алексея Майстро и Сергея Ле-Захарова из лаборатории-мастерской «Фаблаб Политех», – рассказывает Metro выпускник СПбГПУ Андрей Мурачев. – Когда Сергей предложил построить лодку на автоуправлении, я сказал, что есть человек, который увлекается яхтингом, а главное – яхта у него тоже есть.

Ребята встретились, обсудили концепцию, как все это можно сделать. В начале октября команда представила модель яхты с созданной системой автоматического поддержания курса на Петербургском международном инновационном форуме.

– На текущий момент оборудование имеет датчики направления, может строить маршрут из точки А в точку В и поддерживать заданный курс. При отклонении от него – из-за ветра или сильных волн – система устанавливает руль так, чтобы яхта возвращалась на заданный курс, – объясняет Андрей Мурачев.

Теперь эту систему, с некоторыми доработками, перенесут на «Набл», чтобы начать испытания в море. В планах команды яхты – уже следующим летом дойти под парусом до Хельсинки.
– У нас серьезные задачи, – добавляет капитан «Набла» Алексей Майстро. – Будем работать над тем, чтобы и управление парусом было полностью автоматизированным – этого пока еще никто не делал.


Алексей Майстро
капитан яхты «Набл», магистрант СПбГПУ:

Все началось четыре года назад. Мне давно хотелось ходить под парусом. В школе я занимался в детской секции яхтинга. Когда поступил в университет, времени на это уже не оставалось.

Хотелось иметь свою яхту, думал даже строить ее с нуля. И тут подвернулась возможность купить полуразрушенный швертбот, точнее – его корпус с проломленным днищем. Буквально за два месяца мы с друзьями его отремонтировали, поставили минимальное оборудование, нашли мачту, старые паруса, сделали якорь. И в том же году уже ходили на нашем «Набле» на форты Кронштадта. В последующие годы работы на лодке продолжались при поддержке яхт-клуба, подключались знакомые и незнакомые, даже школьники.

В итоге решили создать секцию технического яхтинга в «Фаблаб Политех», где можно воплощать в жизнь идеи различных устройств, строить лодки и оснащать их электронной «начинкой». Одни у нас увлекаются авторулевым управлением, а другие – проектированием корпуса. И у всех есть возможность заниматься парусным спортом.