В Москве при поддержке департамента образования появится центр психолого-педагогической помощи учителям и ученикам школ. Теперь учителя, у которых в ходе педагогической деятельности возникают серьёзные проблемы, могут рассчитывать на помощь специалистов. Metro опросило экспертов, чтобы прояснить, насколько данная инициатива целесообразна.

Председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова сообщила Metro, что центр появится в результате реорганизации учреждений, существующих сейчас на уровне округов. В данных образовательных комплексах работает большое количество специалистов, которые помогают детям - дошкольникам и школьникам. Это логопеды, дефектологи и, собственно, психологи.

"После реорганизации учреждения объединят в один центр, но существовать они будут всё так же на территории округов", - пояснила Иванова. По её словам, новация будет следующая - психологическую помощь в центре будут получать не только ученики, но и педагоги.

"Эта профессия требует больших психологических, психических и физических затрат, - напомнила Иванова. - Педагоги постоянно общаются с детьми. Часто в ходе педагогической деятельности у них развивается "синдром психологического и профессионального выгорания". Люди начинают медленнее реагировать на проблемы, возникают трудности в общении с детьми, родителями, коллегами. Это серьёзная проблема, которую нужно решать.

В департаменте образования поддержали идею, согласно которой наши специалисты, психологи, будут оказывать помощь педагогам. Таким образом, после создания центра будет внедрена форма работы с педагогами. При этом центр будет сетевым учреждением департамента образования".

По словам Ивановой, сейчас в школах директоры занимаются решением проблем, возникающих у педагогов. "Есть разные формы работы с учителями, например - здоровьесберегающие технологии. Однако директору сложно решить проблему консультирования всего коллектива. Вот почему для разрешения различных ситуаций - например, возникновении конфликта внутри педагогического коллектива, нужно задействовать психологический центр на уровне города", - отметила специалист.

Консультации для педагогов и школьников будут проходить как на базе самого центра, так и непосредственно в школах - специалистов можно будет приглашать для консультирования.

Психолог Ирина Пирогова, поработавшая в школе, подробно рассказала о проблемах, которые возникают сегодня у педагогов.

"Проработав в школе несколько лет могу чётко и правдиво заметить, что основной проблемой конфликтов в педагогическом коллективе является так называемая дедовщина или конфликт поколений, - отметила Пирогова. - Учителя, которые по долгу работают в школах, не готовы принять в свое общество молодых специалистов, с образованием нового уровня. Не готовы поддерживать их новаторские идеи, хотя, как правило, детям очень нравятся такие.

Другой конфликтной причиной стала тенденция бороться за рабочее место, это стало происходить после того, как образовательные учреждения объединили в комплексы и начались массовые сокращения и борьба за власть.
Эти причины очень часто приводят к синдрому эмоционального выгорания. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождения" от них внутри коллектива.

Борьбой с эмоциональным выгоранием педагогов в школах, по-моему мнению, должны стать различные мероприятия, направленные на психологическую разгрузку коллектива".

Как рассказала Metro директор школы №2100 Наталья Зиновьева, в её образовательном учреждении есть несколько психологов, которые работают с детьми. Но иногда к психологам обращаются и педагоги, хотя это, скорее, исключение из правил - они это делают по собственному желанию.

"Инициатива - правильная, - отметила Зиновьева. - Педагогам сейчас непросто в условиях новой системы образования, им необходимо по-новому организовывать свою деятельность. В период слияния школ в большие образовательные комплексы у педагогов возникают проблемы - им сложно чисто психологически найти своё место. Меняется руководство, приходится адаптироваться к изменениям, учиться тому, как себя вести. Могут возникать проблемы и во взаимоотношениях с родителями, с детьми - сейчас растёт непростое поколение. Так что педагогам действительно может потребоваться психологическая помощь".