– Выставка строится вокруг самого знаменитого его триптиха «Сад земных наслаждений», – говорит пресс-секретарь галереи Наталия Рубина. – И он отлично передаёт настроение живописи Босха.

Познакомиться с картинами можно ещё при входе. Здесь установлены два интерактивных монитора с оцифрованным «Садом земных наслаждений». На них к основным сюжетам и персонажам даются пояснения о зашифрованных знаках и символах.

– Символизм – это же про Босха, – продолжает Наталия. – У него всё содержит множество зашифрованной информации.

На трёх панелях эпического триптиха изображены рай, сад наслаждений и ад. Все они населены обнажёнными мужчинами и женщинами, невиданными животными и птицами. В саду персонажи поедают гигантские ягоды, бездельничают и придаются плотским утехам. По одной из трактовок, на триптихе изображены сошедшие с ума от греховных наслаждений. Однако это не единственное толкование.

– Босха рассматривают как художника, который пишет подсознательные образы смертных грехов, – рассказывает куратор выставки Яша Яворская. – Также он породил бездну слухов и сплетен, связанных с ним самим. Его бесконечно будут трактовать как православные деятели, так и астрологи, философы.

На стене аванзала посетителей встречает динамичная проекция персонажей Босха. Они словно что-то обсуждают, но стоит к ним приблизиться – расходятся.

– Часть аванзала посвящена работам современных художников и называется «О тех, кто молчит на борту корабля», – добавляет Наталия. – В основе – картина Босха «Корабль дураков».

– Это не его картина, – уверяет Яша, подогревая неутихающие споры вокруг художника. – Забавный факт. Русская биография Босха сильно отличается от английской версии. Они отличаются по изложенным фактам и трактовкам.

Составить своё мнение о картинах и разглядеть все детали триптиха можно в мультимедийном зале. В полной темноте на стенах комнаты под музыку поочерёдно всплывают образы всех трёх частей.

Читайте также: В Москве фрагмент картины Босха демонтировали за разврат