У входа на выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи нас встречают три портрета Екатерины Великой – погрудное изображение и два больших парадных. И здесь зрителей ждёт сюрприз – куратор выставки Наталья Преснова вместе с коллегой выяснили, что большие полотна писал не Рокотов.

– Мы сравнивали три картины и пришли к выводу, что погрудный этюд к портрету – это Рокотов, а остальное – его мастерская. Он был автором программы, концепции, – рассказала Metro Наталья. – Возможно, он не чувствовал в себе достаточно уверенности, чтобы написать фон, поэтому и поручил это ученикам. Не думаю, что в XVIII веке поняли, что это писал не он, не было таких возможностей, как сейчас. 

При подготовке развеяли ещё несколько мифов – пять портретов, которые считались работами Рокотова, оказались не его. «Изгнанников» разместили на отдельной стене.

– Теперь даже видно, что они между собой совершенно не похожи, – объяснила Наталья. – Картины попали в музей из частных коллекций,  владельцы говорили, что это Рокотов, и им верили на слово.

У неподготовленного посетителя могут вызвать вопросы о принадлежности и некоторые другие портреты – слишком уж они напоминают что-то импрессионистское. Но дело здесь не в том, что Рокотов экспериментировал с  манерой, а в том, что эти полотна плохо сохранились.

– В 60-х и 70-х годах он экспериментировал с маслом, которое добавляют в краску. И из-за этого при реставрации изображение немного поплыло, – рассказала Преснова.

Чтобы погрузить зрителей в атмосферу XVIII века, в залах играет музыка того времени, а у некоторых картин расставили старинную мебель и скульптуры, чтобы воссоздать образы давно исчезнувших усадеб, чьи владельцы и изображены на портретах. Выставка продлится до 24 апреля.

На какие картины стоит обратить внимание на выставке

Очень ярко виден сибаритский характер жизнерадостного поэта.

Картина стала визиткой выставки, но кто на ней, выяснить не удалось.

Внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова. В детстве стал графом.

Когда писался портрет, Екатерине Алексеевне было около 70 лет.

Редкий портрет без улыбки – Обрезков вернулся из турецкого плена.