В среду в Москве состоялась пресс-конференция с участием представителей комитета "Гражданское содействие". На нём обсуждалась острая тема детей мигрантов без регистрации, у которых возникли проблемы с устройством в российские школы. Летом правозащитники дошли до Верховного суда, в котором они пытались обжаловать приказ №32 "О приёме граждан в образовательные учреждения". На этот приказ ссылались директора школ, когда не принимали детей - из-за отсутствия у тех регистрации.

Правозащитники добились того, что у них появился пресс-релиз Министерства образования и науки о возможности принимать в школы детей без регистрации, а теперь у них есть и разъяснение Верховного суда, в котором говорится, что единственным основанием не принимать ребёнка в учебное заведение может быть отсутствие в нём мест.

Это частично решило проблему - теперь в регионах директора школ, как правило, принимают детей без регистрации. Так, с 1 сентября в школу ходит 8-летняя сирийская девочка Дуаа, мать которой Нассер Кавтхар защищала её права в суде. Дуаа учится в подмосковном Пушкино. Многие другие дети мигрантов теперь тоже едут в область, чтобы там получать образование. А всё из-за того, что в Москве ситуация куда сложнее.

- Примерно 40 процентов заявителей удалось устроить в школы с 1 сентября, - сказала Metro правозащитника Анастасия Денисова. - Но в Москве особая ситуация. Департамент образования с марта предписал школам принимать заявления о приёме в школу только в электронном виде, а в этой форме необходимо указывать регистрацию.

Можно приносить документы и в ОСИП, однако и там требуется регистрация. Правозащитники говорят, что директора школ боятся, будто их будут штрафовать представители ФМС.

Афганец Харун Шах из-за войны на родине потерял все документы. У него девять детей, их обучают в Москве волонтёры.

- Конечно, я хочу в школу! - говорит его 10-летний сын Мухин Шах Metro. - Хочу учить математику, английский язык, историю, черчение. 

Пока же ребёнку не дают учиться.

- Мне очень хочется надеяться, что детей в конце концов в школы брать будут, - говорит председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. - Независимо от того, есть ли у них регистрация, независимо даже от того, легально ли положение на территории РФ у их родителей. Легальным положением должны заниматься совсем другие структуры, но только не органы образования. Учитель должен учить. И если дети на нашей территории проводят год, то должны ходить в школы. А мы в этом заинтересованы, потому что дети будут выпускать в мир нашу культуру, наш язык.