На входе на выставку в левом крыле Дома Гоголя – большая вывеска с названием и странным рисунком под ним.

– Вы кого сначала увидели здесь – утку или зайца? – спрашивает куратор выставки Юля. – Это такой психологический тест, основанный на «иллюзии Пиллсбури».

– Мне уже можно ставить диагноз, я сначала увидела текст, – ответила я. 

Выставка «То ли утка, то ли заяц» основана именно на этом принципе – каждый видит то, что хочет. Правильных ответов нет. 

– Тут как с современным искусством: если посмотреть на рисунок прямо, видишь одно, а если вот так, – Юля наклоняется на 90 градусов: – О!   Уже совсем другое.

Всего в экспозиции пять залов, каждый из которых оформляли разные современные художники. Начинают с простого. Фотограф Евгений Миронов собирал кадры-ассоциации и склеивал их вместе. Например, к разлому на дереве в виде сердца он подобрал изображения, напоминающие кардиограмму, а к волнам на воде прибавил стопку ребристых листов шифера. Для выставки он выбрал несколько лучших работ. Дальше сложнее – громоздкие скульптуры изображают театральную сцену. Из теней, которые они отбрасывают, на стенах появляются лица людей с разными характерами.

– Мне кажется, что это что-то из Лермонтова, – задумчиво говорит автор композиции Иван. –  Хотя я старался как можно больше всё запутать. Мне нравится такой подход. Я его называю «Показалось».

В следующих залах гостей встречает «графическое караоке», в котором можно самому потренироваться в абстрактной живописи чёрным маркером (после 10 минут фантазирования перед «театральной сценой» внутри действительно просыпается художник-примитивист). 

– Я знаю! Это корабль из «Чужого», – увлечённо сказала я в следующем зале, который полностью занял огромный, постоянно надувающийся космический осьминог.

– А вы начали понимать правила игры, – с улыбкой ответила Юля.

Последняя комната должна закрепить эффект – в темноте на постаменте красуется настоящая голова утко-зайца.