Факты:

В Ленинграде троллейбусное движение открылось 21 октября 1936 года. Открывали его троллейбусы Ярославского автомобильного завода ЯТБ-1. Кузова его имели полуобтекаемую форму. Каркас кузова оставался деревянным, обшитым тонкой листовой сталью.

В Музей городского электрического транспорта в Петербурге вернулся троллейбус 1930-х годов Ярославского автомобильного завода ЯТБ-1. В минувшие выходные ему выпала честь возглавить парад ретротранспорта в Москве - он был самым старинным сохранившимся транспортом из представленных. В столицу его доставили накануне на грузовом транспорте. Троллейбус был упакован специальной плёнкой для защиты от камней и пыли. Предстать во всей красе ленинградской легенде помогли коллеги из ГУП "Мосгортранс".

Во время репетиции и на сам парад по столице электротранспорт отправился своим ходом. Управлял им реставратор музея Алексей Гонтарев.

- Накануне парада мы выехали на вечернюю репетицию, - рассказывает Metro сотрудник музея. - Троллейбусу было немного некомфортно - на скоростных улицах проблемно передвигаться со скоростью 40 километров в час. Но на дорогах его встретили с вежливостью, пропускали. Когда же он возглавил парад ретротранспорта, мне показалось, что он явно чувствовал себя более спокойно, чем я. Волновался, но, как оказалось, напрасно.

Реакция публики были примерно одинаковая: все фотографировали и снимали редкий транспорт на видео, интересовались, какого он года и что в нём сохранилось подлинное. Подошла и одна семейная пара, которая спросила водителя: этот ли троллейбус они могли видеть в Петербурге на Невском проспекте и в музее на Васильевском острове?

- Да, это именно он, - ответил им реставратор, отметив, что ЯТБ-1 не раз становился украшением колонны ретротранспорта в Петербурге, в Кронштадте, а на этот раз добрался и до Москвы.

- Это была своего рода мечта, чтобы он проехал по улицам столицы, - делится Алексей Гонтарев. - Почему именно там? Потому что Москва является ещё и троллейбусной столицей - городом, где самая большая протяжённость контактной сети, наибольшая численность троллейбусных парков и подвижного состава.

В своё время Алексей Гонтарев восстанавливал ЯТБ-1 вместе с единомышленниками буквально по винтикам. На это ушло почти 4 года. До начала 90-х считалось, что все машины этой марки безвозвратно утрачены. Редкий экземпляр был случайно обнаружен в 1996 году на одном из дачных участков под Зеленогорском. Корпус транспорта использовался вместо подсобки. Реставраторы же восстановили деревянный салон троллейбуса, сиденья, стёкла - была проделана колоссальная работа. И вот спустя более полувека ЯТБ-1, который в 1936 году открыл троллейбусное движение в Ленинграде, теперь в составе колонны ретротранспорта выходит на улицы Петербурга.