Эксперт

Художник, арт-критик, искусствовед  Елизавета Плавинская

- Абстракционизм подразумевает, что в него нужно вникать. Не обязательно читать книги Кандинского, но нужно подольше постоять и поразглядывать. Посмотреть, как там поживает синее пятно, куда смотрит жёлтый лучик. Современное искусство, которое выросло из Кандинского, настаивает, что такие картины дают возможность зрителю придумать что угодно. Но, на мой взгляд, это не обязательно. Можно фантазировать, а можно просто отдаться на волю эмоций. Это похоже на танец, когда нужно оставить попытки понять и начать чувствовать.  Это как симфония, как многотомный роман. А тем, кто говорит, что и сам так может, я бы советовала попробовать сделать что-то такого же масштаба хотя бы акварелью.

После огромных очередей у входа на выставку Валентина Серова администрация Третьяковки думает ввести новые правила.

– Всего у нас побывало 485 тысяч человек. Эта цифра сопоставима только с количеством людей, которые в середине 50-х пришли в Пушкинский музей на выставку из собрания Дрезденской картинной галереи, – сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По её словам, очереди появились из-за того, что гости проводили в залах много времени. Большинство по 2,5–3 часа, но некоторые задерживались и на шесть. Чтобы не создавать давку, новых посетителей не запускали.

– Когда люди видели пустое фойе, залы были забиты до отказа. Мы пускали в зал гораздо больше людей, чем там должно находиться по всем нормам, – добавила глава галереи.

Самая большая очередь, по словам Трегуловой, может выстроиться на выставку Айвазовского, которая откроется в июле. 

– Мы всерьёз рассматриваем введение посещения по сеансам на две выставки: Айвазовского и на «Шедевры пинакотеки Ватикана» (будут представлены работы Рафаэля, Караваджо и других. – Прим. ред. ), где мы ожидаем очень большого наплыва публики. Посещение по сеансам решает вопрос с очередью, но лишает людей, которые приехали в Москву на два-три дня, возможности посетить эти выставки. Вполне может оказаться, что билеты будут выкуплены на месяц вперёд.

Другим громким проектом обещает стать маленькая, всего на две картины, выставка Василия  Кандинского «Контрапункт», которую Третьяковка проводит совместно с Эрмитажем. Первого мая питерская «Композиция VI» и наша «Композиция VII» впервые с 1989 года встретятся. Обещают, что экспозиция будет сопровождаться мультимедиапрограммой, например, в залах будет играть музыка.

– Мы не пытаемся сделать Кандинского абсолютно понятным, но пытаемся дать тот код, который поможет зрителю увидеть картины, погрузиться в них, – пояснила куратор выставки Ирина Туманова. – Это то, о чём мечтал Кандинский.

Картины Кандинского непростые для восприятия. Мы спросили у читателей в соцсетях, как они понимают одну из картин грядущей выставки.

«Абстрактная живопись не отображает, а создаёт цветом и композицией определённые эмоции или настроение».   Алексей, 37 лет, видеооператор

«Битва красных с белыми за Перекоп?» Юрий, 33 года, астроном

«Оркестр в самый разгар музыкального произведения».  Татьяна, 27 лет, инженер

«Я вижу мифическую, сердитую птицу». Светлана,  33 года, детский психолог

«Тараканы из головы, их мысли и жизнь». Рональд, 31 год, администратор

«Монгольское нашествие на Русь».  Сергей, 28 лет, инженер-судомеханик

«И тут я внезапно осознал, что тоже умею рисовать». Михаил, 22 года

«Торговый центр в выходной день». Светлана, возраст и профессию не указала.