О чём спектакль

Воскреснуть и начать жить

Действие пьесы происходит в Берлине в 1918 году. Владелец фабрики снарядных ящиков Карл Балике хочет выдать дочь Анну замуж за состоятельного Фридриха Мурка, от которого она уже беременна. Только Анна не может забыть жениха Андреаса Краглера. В 1914 году он ушёл на войну и пропал. В конце концов она соглашается на брак, но во время помолвки появляется живой, нищий Краглер. Все эти годы он был в плену в Африке. Вернуть Анну он не может и от безысходности решает присоединиться к восставшим. Но по пути к месту боёв встречает Анну, которая хочет его вернуть. 

На кого смотреть

Клоуны заставят плакать, смеяться

Брехт дал определение пьесе – комедия. Бутусов пошёл дальше и превратил всё в фарс, спрятав актёров за клоунским гримом. Здесь мужчины надевают платья, женщины предстают в облике мужчин. Все чувства актёры доводят до истерики. Больше всего выделяются исполнители главных ролей – Тимофей Трибунцев (Краглер), Александра Урсуляк (Анна) и Александр Матросов (Мурк, жених Анны).

Зачем смотреть 

Никто не хочет  войны. Никто

Пересказать пьесу Брехта можно, пересказать постановку Бутусова нет. Режиссёр взял тему выбора между социальным долгом и обывательским счастьем и превратил её в фейерверк эмоций. В самые драматические моменты герои-клоуны замирают и пускаются в неистовые пляски под джаз или бой барабанов. Фарс и водевиль прекращаются только в конце, когда герой Трибунцева, смыв грим, усаживается перед ТВ, а рядом в позе верной собаки пристраивается Анна. «А вы какого финала ожидали?» – спрашивает у зала Краглер. Вот так, алогично, без назиданий, Бутусов открывает правду о человеке, который хочет банального спокойствия. 

Фишка

Иисус, Чаплин и кровь 

Постановка изобилует визуальными находками, которые создают нужный эмоциональный заряд. Вместо рассказа об ужасах войны, которые пережил Краглер, он просто бьёт в барабан, и с каждым ударом лицо его всё больше покрывается кровью, вместо ресторанного загула по случаю помолвки на сцену спускается неоновая надпись «Жрут»... Добавьте сюда архивную хронику разрушенного Берлина и строительства Берлинской стены, а также Иисуса Христа с новогодней гирляндой на голове, и Чарли Чаплина, которые смешиваются с толпой танцующих на сцене.