На месте Главного газового завода, постройки которого располагались на углу набережной Обводного канала и Рыбинской улицы, начинается строительство автосалона. Трёхэтажное здание будет частично стилизовано под краснокирпичную архитектуру, и это неспроста: рядом находится громадное здание газгольдера, являющееся памятником всероссийского значения.

Газгольдеры – это внушительных размеров резервуары для хранения газа, используемого как в промышленных, так и бытовых целях. В Петербурге их начали строить в конце XIX века для питания газовых фонарей, которыми тогда освещались улицы. Всего в Северной столице сохранилось около десятка таких сооружений, напоминающих своим внешним видом крепостные башни.

В начале XX века на смену газовым фонарям пришли электрические, и надобность в газгольдерах начала отпадать. Постройки стали использовать как склады, гаражи или размещать в них производства.

Когда в конце XX века заводы стали выводить из центра города, возник вопрос, как дальше использовать эти постройки. Так, дальнейшая судьба газгольдера на углу Рыбинской и Обводного пока остаётся неизвестной. В компании, в ведении которой будет находиться строящийся автосалон, сообщили, что газгольдер находится не в их собственности. Ранее озвучивались планы по размещению в нём музея газовой промышленности, но пока эта инициатива не осуществилась.

Однако некоторые из подобных исторических сооружений уже нашли своё новое применение, которое, по мнению экспертов, является достаточно удачным. Metro узнало, что теперь размещается в нескольких подобных памятниках индустриальной эпохи.

Газгольдер «Общества столичного освещения» (набережная Обводного канала, 74).

В 1858 году в Санкт-Петербурге было создано «Общество столичного освещения». Для его нужд на Обводном канале тогда же началось строительство газового завода. На его бывшей территории сейчас находятся четыре газгольдера: самый большой, около которого строится автосалон, и три меньшего размера.

Один из них, возведённый в 1872 году по проекту гражданского инженера Рудольфа Бернгарда, несколько лет назад нашёл новое применение. В краснокирпичном здании с толстыми стенами расположился крупный мотоцентр. Там работают магазин запчастей, мастерские и бар, оборудованы двухуровневая стоянка для мотоциклов и небольшая сцена, где по вечерам проходят концерты. Также в будущем там планируют открыть ещё и мотошколу.

Историк архитектуры Борис Кириков уверен, что, несмотря на то что состояние здания, являющегося объектом культурного наследия, на данный момент не самое лучшее, нахождение в нём арендаторов, которые поддерживают его в порядке, безусловно, положительный фактор.

Газгольдер завода Сан-Галли (улица Черняховского, 75).

Шестигранное здание газгольдера появилось на территории чугунолитейного завода Сан-Галли в 1867 году. В отличие от своих собратьев на Обводном канале, построен он был не для освещения улиц, а для нужд предприятия. Однако по первоначальному назначению сооружение, прозванное рабочими за свою форму «гайкой», использовалось недолго. В 1894 году архитектор Константин Фейерейзен перестроил его под склад.

В 2012 году газгольдер реконструировали. Стены очистили от грязи и копоти, вставили новые окна и заменили обветшалую кровлю. С одной из сторон к зданию был пристроен входной портал, выдержанный в духе исторической постройки.

Примерно год назад в помещениях обновлённого газгольдера открылся большой клуб общей площадью почти 600 кв. м.

Газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга» (Заозёрная улица, 3а).

Помимо «Общества столичного освещения» газ в петербургские фонари подавала и другая организация с похожим названием – «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Её газгольдер был построен в 1881 году. Спроектировал сооружение академик архитектуры Иван Маас.

Несколько лет назад здание, в котором в советские годы располагались различные производства, приобрела строительная компания. На прилегающей территории недавно началось строительство крупного жилого комплекса.

Газгольдер было решено сохранить, так как он является объектом культурного наследия. Его отреставрируют и разобьют на несколько этажей. Подготовка к перепрофилированию памятника архитектуры уже началась.

Где ещё в Петербурге есть газгольдеры:
  • На Петроградской стороне. Газгольдер на Газовой улице, 10, был построен в 1902 году по проекту гражданского инженера Василия Корвина-Круковского. Он использовался для нужд накодившегося в том районе газового завода.
  • На набережной Екатерингофки. Два газгольдера на Гапсальской улице были построены во второй половине XIX века для нужд спиртоочистного завода. Один из них можно увидеть с Екатерингофского моста.
  • В Политехническом университете. На территории Политехнического университета газгольдер в советское время встроили в здание лабораторного корпуса.

Известный историк архитектуры Борис Михайлович Кириков в беседе с журналистом Metro признал, что очень рад тому факту, что петербургские газгольдеры начинают находить новое применение, а также поделился некоторыми своими мыслями, как можно было бы интересно использовать подобные сооружения, которые пока продолжают пустовать.

- Я очень рад, что в газгольдеры приходит новая жизнь, что они не стоят пустыми. По-моему клуб – это очень хорошее решение, паркинг – тоже нормальное использование. Великий архитектор середины ХХ века Людвиг Мис ванн дер Роэ сказал: Мы не позволим функциям диктовать нам устройство зданий, а создадим универсальное пространство пригодное для разных функций. В этом отношении газгольдеры можно трактовать как именно как такое пространство. Там можно сделать, например театральную площадку или художественную галерею. Возьмём, например, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, где поднимаешься наверх по спирали. Такую же спираль можно встроить внутрь газгольдера. На мой взгляд, это будет интересным пространственным решением. Также из нашей жизни ушёл такой вид музея, как панорама, наподобие Бородинской битвы в Москве. В газгольдере можно сделать панораму обороны Ленинграда. В целом же, газгольдеры – это универсальное пространство, функции могут меняться, трансформироваться в зависимости от конкретных потребностей.

Так, ещё ждут своей новой жизни два исторических газгольдера на территории Ижорских заводов в Колпино. Там планируют разместить культурное пространство с музеем, галереями, деловым центром и индустриально-ландшафтным парком.

Стоит отметить, что приспособление промышленных сооружений для нового интересного использования является распространённой в Европе практикой. В ЮНЕСКО даже удивляются, что в нашем городе пока уделют достаточно мало внимания сохранению этой уникальной архитектуры - известно, что промышленная застройка бывших окраин Петербурга высоко ценится зарубежными экспертами.

Наиболее ярким примером реконструкции газгольдеров под новые функции в Европе является комплекс Венских газометров. Четыре бывших газгольдера, построенные в конце XIX века, нашли необычное применение: после реконструкции там разместили жильё, офисы и магазины. Внешний вид сооружений сохранили, а внутри устроили застеклённые атриумы, окружённые различными по функционалу помещениями. В комплексе около восьмисот квартир, концертный зал, кинотеатр, архив и многое другое.

Также газгольдеры решили переоборудовать и в Стокгольме. Одно из таких сооружений конца XIX века планируется приспособить под центр обработки данных. Два других, более поздних, построенных в начале XX века, собираются значительно перестроить. В одном хотят разместить выставочный зал, а другой, высотой почти 90 метров, станет основой для жилого дома. На прилегающей к бывшим промышленным постройкам территории планируется создать сад скульптур.