Данила Анчуков при рождении получил травму. Несколько лет мальчику ставили диагноз «задержка развития», а  с недавнего времени врачи констатировали: «умственная отсталость средней степени». В свои 8 лет Данила не разговаривает и не просится в туалет, но от этого в семье не стал менее любимым. Родители и дедушка постоянно развивали и социализировали Данилу: возили в специальный реабилитационный центр, где такие дети, как он, занимаются с логопедом, а также рисуют и играют, раз в неделю педагог приезжал на дом к мальчику. Вся эта работа проводилась для того, чтобы Данила смог пойти учиться.

– Комиссия направила нас в 565-ю коррекционную школу, – рассказал Metro дедушка Данилы Сергей Васильевич. – А дальше ласковый, весёлый и общительный Данила стал меняться буквально на глазах. В первый же месяц он резко похудел, с опаской смотрел на взрослых, постоянно нервно тёр лицо с такой силой, что появились болячки, а главное, как  симптом деградации, у Данилы потекли слюни.  

По словам Сергея Васильевича, он пытался поговорить с учителями, но диалога не получилось.  Тогда семье Анчуковых пришла идея положить в нагрудный карман Данилы включённый диктофон. С ним мальчик ходил в школу 5 дней.

– Потом мы всё это прослушали и пришли в ужас, – продолжает Сергей Васильевич. – В течение всех уроков дети должны тихо, не двигаясь, сидеть за партами, а учитель с воспитателем в это время болтают о своём. Я узнал много всего интересного, например, как готовить рыбный салат. Но не услышал, чтобы Данилу или остальных двух деток из класса хоть чему-то пытались научить. Из разговоров учителей между собой становится очевидно: они и не верят, что с этими детьми можно что-то сделать («Да всё равно это овощи, дураки»).

После этого Сергей Анчуков написал жалобу в городскую прокуратуру, где после прослушивания записей возбудили административное дело по статье 1930 ч. 2 КоАП РФ. Учителям ничего не грозит: ответчиком выступает школа. Если образовательное учреждение проиграет дело, по этой статье ей грозит небольшой штраф.

– Был суд, решение по которому пока не вынесено. Но отношения в школе, конечно,  ухудшились. Мы перевелись во вторую подобную школу в Петербурге –  613-ю.

Со слов Сергея Васильевича, в первый же день директор намекнула, что Даниле не место в их школе. А чуть позже родителей вызвали на официальную беседу.

– Отправляясь туда и предвидя, что разговор будет серьёзный, мы с сыном взяли с собой нашего юриста, – продолжает Сергей Васильевич. – Первое, что нам заявила директор: отдавайте ребёнка в интернат. На это я ответил, что у нас в семье не принято никого никуда сдавать. В конце концов директор не постеснялась при всех заявить, в чём, собственно, дело. Оказывается, корень наших проблем заключается в том, что мы затеяли суд с предыдущей школой, а она хочет поддержать коллег.

После этого Данилу уже в третий раз за полгода перевели в новую школу, теперь в Пушкине.
– Даниле там нравится, – говорит дедушка. – Мы даже планируем переезжать ближе к новой школе. Но менять квартиры в поисках лучшего могут позволить себе далеко не все. Очень часто таких детей воспитывает одна мама. И если ей постоянно твердят «ваш ребёнок ни на что не способен, отдавайте его в интернат», в какой-то момент она просто не выдержит и действительно отдаст.  Да, диктофон – это спорное решение, но моральное право мы имели. Ведь такие дети, как Данила, не могут рассказать, что с ними происходит.
Взять комментарий у директора школы №565 Metro не удалось.
 

Metro связалось с директором школы №613 Ольгой Рябовой.

–  Сидеть ребёнку целый день в школе, пока родители будут работать – ну мы же не камера хранения, – рассказала Ольга Николаевна. – По учебному плану у нас нянечек нет, которые могли бы таких детей обслуживать. И да, для таких детей действительно существуют интернаты.  Психоневрологические. Их в городе несколько, и туда попасть сложно. Там присутствуют и медицинские работники, и учитель занимается, есть реабилитация. Но в таком случае родители лишаются пенсии, социальной поддержки государства и отдают какую-то часть площади.  Ну сами понимаете.

Я, кстати, обратилась в опеку с просьбой разобраться: почему семья хочет всю заботу о ребёнке свалить на государственные учреждения. На дедушку я написала письмо проректору учебного заведения, в котором он преподаёт. Потому что он смотрел на нас как на обслуживающий персонал для его внука, а не как на выпускников Герценовского университета и учителей высшей категории.