На мой вопрос, во сколько закончится праздник на главной площади Севастополя, милиционер, охранявший сцену, ответил: «Пока силы у людей не кончатся.»

Выступали артисты. Российские флаги развевались всюду: в руках севастопольцев, из окон машин. Маленькие флажки женщины прикрепили к сумочкам, мужчины – к головным уборам, триколоры выглядывали из карманов. Люди, встав в круг, выпивали: кто шампанское, кто что покрепче. Водили хороводы, обнимались и поздравляли друг друга.

В 22.30 на сцену вышли представители городской власти. Зазвучал гимн Севастополя. Огласили предварительные результаты референдума: на избирательные участки пришли 89,5 процентов населения, из них 93 процента проголосовали за присоединение к России. Аплодисменты, флаги взметнулись в небо.

- Ну что, ребята, мы это сделали! – объявил народный мэр Севастополя Александр Чалый. – Именно МЫ это сделали! Теперь нам предстоит строить новый город, ничто нам не мешает. Только нужно быть такими же последовательными, какими мы были эти три недели. И я не думаю, что есть смысл что-то еще сегодня говорить. С праздником вас!

После небольшого митинга концерт продолжился. Горожане танцевали и подпевали Дмитрию Харатьяну, Алексею Гоману, группам «Земляне» и «Русские». Жители Севастополя Наташа и Андрей почти под все песни стояли рядом, накрывшись российским флагом.

- Сейчас мы счастливы. И надеемся, что это чувство сохранится на долгое время, - сказали ребята.

Многие пришли с детьми. Ощущение праздника сплотило еще больше, чем его ожидание.

- Во мне нет ни капли славянской крови, я - татарка, - рассказала Metro жительница города Гульнара Аль-Мадани. – Но думаю по-русски. Мой отец – морской офицер, служил здесь. Когда Севастополь перешел под Украину, папа сказал: «Я не проститутка, и два раза присягать не буду». Ушел на пенсию. Мы здесь живем много лет, отец получил квартиру. И когда нам говорили: «Уходите!», мы не понимали, почему мы должны это делать. Здесь – наш дом, наша родина.

- Город сплотился за это время невероятно, - вступает в разговор Елена Родина. – Мы не ждем чего-то особенного. Но верим, что будет лучше. Я – научный сотрудник, эколог. Сейчас зарплаты мне хватает только на бензин, чтобы доехать до работы и обратно. Одно радует: с экологией у нас все в порядке, пока корабли стояли, очистилась бухта.

По словам Гульнары и Елены, за то время, пока Севастополь «оборонялся», в городе уменьшилась преступность в три раза.

- Мы все время чувствуем себя под охраной наших мужчин, - говорит Лена. – Даже бомжи куда-то исчезли. Подозреваем, они тоже пошли в самооборону, что-нибудь охраняют.
Город не спал до утра. Многие пошли встречать рассвет на набережную. 17 марта объявлен выходным днем, и люди успеют выспаться.

Уходя с площади, я спросила у одного из стражей порядка, дежурившего на площади, в какой момент он решил перейти из украинской милиции в крымскую.

- После командировки в Киев, - ответил он. – Мы почти все туда ездили. И почти все сразу же перешли.