Летом инвесторы оценили сервис из Сан-Франциско Uber более чем в 18 млрд долларов. Принцип его работы прост. Профессиональные водители, работающие в лицензированных транспортных компаниях, а также частные извозчики и владельцы личного автотранспорта могут установить соответствующее приложение на свой смартфон и получать заказы на перевозку напрямую от пользователей. За это они обязаны перечислять 20% от суммы заказов. Присоединению к системе предшествует тщательный отбор и обучение, включая личное собеседование с представителям сервиса, отмечает Дмитрий Измайлов, генеральный менеджер Uber.

– У нас строгие требования и к автомобилям – современные иномарки не старше 3 лет, – говорит он Metro. – Для примера – Ford Focus или Mondeo, Toyota Camry или Corolla, Mazda 6.

Пользователей привлекают дешевизной, скоростью (подача авто – за 10 минут) и наглядностью. В программе клиент видит фото водителя, номерной знак, может отследить маршрут, а в конце поездки – оценить работу извозчика.

Ценник по факту получается ниже, чем у конкурентов. Одна из легальных служб такси предлагает доехать от центра (Невский пр., д. 100) до севера Петербурга (пр. Просвещения, д. 100) за 450 рублей, другой сервис – за 580. Расчётная стоимость поездки в Uber 325–417 рублей, но, что важно, без учёта пробок и избранного маршрута – фиксированной цены здесь нет. Тариф формируется так: 50 рублей за посадку и по 7 рублей за минуту и километр.

Похожим образом работает аналог – GetTaxi. В экономе – 299 рублей за первые 20 минут и далее по 15 рублей минута. У «Яндекс.Такси» 249 – минималка (5 км), далее 30 рублей за километр (эконом).

На Западе Uber уже вызвал массовые протесты таксистов. Они ссылаются на демпинг и нелегальную работу водителей. Из-за этого сервис в Берлине даже временно запрещали. В России с таким же предложением выступили в Госдуме – в том числе из-за того, что извозчики (на слэнге – «бомбилы») налогов не платят.

Один из частников, уже поработавший с Uber, отмечает, что сервис сулит очень хороший доход для тех водителей, которые на него переключатся.

– Практика первых дней показывает, что зарабатывать здесь можно 70-100 тысяч за месяц, – рассказывает он. – Разумеется, нигде не регистрируясь, работая нелегалом.

Представители таксопарков предполагают, что Uber займёт свою нишу, но и им работать не помешает.

– Фиксированная цена, возможность платить наличными и жёсткий контроль качества услуги, – отмечает плюсы крупных компаний собеседник Metro.

В «Яндекс.Такси» подчёркивают, что «только рыночная конкуренция может способствовать улучшению любого сервиса».

На данный момент все усилия Uber нацелены на раскрутку в Москве и Петербурге. Но в дальнейшем функционал может быть расширен по мере того, как он появится в США и других странах.

– Мы очень любим эксперименты и постоянно исследуем новые возможности в формате On Demand “ по требованию”, – отмечает Измайлов. – Мы живем в эпоху, когда любая вещь или сервис нам нужны “прямо сейчас”. Завтра или “через час” уже никого не устраивает, поэтому мы стремимся удовлетворять все заказы наших клиентов в режиме реального времени. В Нью-Йорке, к примеру, кроме большого выбора разных автомобилей (есть опции для семей, больших компаний), можно воспользоваться услугами курьеров, в Санта-Монике за 10 минут Вам привезут ланч, в Сан-Франциско работает сервис для попутчиков, а в Вашингтоне можно заказать товары первой необходимости из ближайшего магазина. Тем не менее, перед тем как запускать тот или иной продукт мы проводим тщательный анализ ситуации и текущих показателей компании в регионе, от них во многом зависит дальнейший путь развития.