С началом кризиса спрос на электронику и бытовую технику резко упал. Компании, не ожидавшие беды, оказались в затруднительном положении.

– Экспансия до 2009 года была запредельной, – рассказали Metro в руководстве одной из крупнейших сетей.?– Думали только о том, как бы опередить конкурентов и открыть магазин там, где их нет.?Просто чтобы место занять.? Эффективность интересовала в последнюю очередь.?

Мыльные пузыри такой торговли лопнули. Одной из пострадавших оказалась компания "Магазины электроники "Мир"", которая подала в Московский арбитражный суд заявление о признании ее банкротом. Сейчас она распродает помещения, которые ей принадлежат.

Остальные компании, присутствующие на рынке, успели изменить тактику и даже продолжают расширяться. Хотя и медленно.

– До кризиса реклама заставляла активно менять телевизоры и мобильные телефоны на новинки,?– считает Евгений Сихин, маркетолог.?– Люди очнулись от этой лихорадки и пытаются выбирать то, что им действительно нужно. Старые технологии продвижения теперь не действуют. Но ситуация по мере выхода из кризиса будет возвращаться на круги своя.

На это уйдет примерно 3-4 года, предполагают эксперты.

Антон Гуськов, ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники:

- Не только у "Мира", но и у многих компаний в последнее время был сложный период. В целом рынок в 2009 году упал на 28%.Кто-то прошел кризисный период лучше, кто-то хуже. По предварительным оценкам, в этом году рынок электроники в России ждет рост примерно в 10%. Такую статистику могут обеспечить продажи персональных компьютеров – в частности, ноутбуков и нетбуков, а также жидкокристаллических телевизоров.?