Вслед за генно-модифицированными овощами, мясными и молочными изделиями наука решила поработать и над рыбой. Не исключено, что уже в этом году семга, которую вмешательством в ее гены заставляют быстрее расти, появится на прилавках магазинов по обе стороны Атлантики.

А в будущем, считает американец Пол Гринберг в своей книге "Четыре рыбы: будущее последней натуральной еды", есть шанс, что доведенная до ума продукция заменит обычную, пойманную рыбаками.

Причины – в резком снижении популяции морских обитателей, кризисе промышленного рыболовства и вялых попытках остановить эти процессы. Рыба, выросшая в неволе, со временем может совсем исчезнуть из меню в разных странах. Продукция с рыбных ферм уже занимает половину всего ассортимента.

– Природа из-за воздействия человека уже просто не справляется, – рассказывает Майкл Тесс, представитель рыбной фермы. – И реки загрязнены сильнее некуда,?и потребление рыбы в мире медленно, но верно растет.

Если в 1960-х в среднем каждый житель планеты употреблял в пищу 9 килограммов рыбы в год, то сейчас уже 16. К примеру, на фермах в Чили выращивается больше семги, чем вылавливается во всех мировых реках.

Фермы – это хорошо, полагают эксперты, но выращивание рыбы в неволе становится бесконтрольным.?Например, в отсутствие единых стандартов в Европе, пишет Пол Гринберг, сибас, разновидность морского окуня, потерял статус рыбы премиум-класса, поскольку на фермах их уже в десять раз больше, чем в дикой природе.

– И генно-модифицированная рыба рано или поздно появится на полках, – говорит Майкл Тесс.?– Хотя разрешений от властей пока нет, но предполагается, что оно может появиться в течение года. Захотят ли ее покупать, вопрос риторический. К ГМО в мясе или молоке постепенно привыкают. Нужно лишь время, а низкая стоимость подстегнет спрос. ?

Пол Гринберг, писатель:

– По большому счету рыба, которая не живет долго и не вырастает до огромных размеров, лучше в токсикологическом и экологическом плане.?Рыба, обитающая в естественных условиях, не набирает так много токсинов. Макрель, анчоусы и сардины – прекрасный пример.

Рыба, выращиваемая на фермах, не ест достаточно того, чем питается на воле, и быстро растет в условиях, где у нее нет абсолютно никакого взаимодействия с дикой природой. Супермаркеты же снимают рыбу, выращенную на фермах, с полок не потому, что ее перестали покупать, а из-за того, что, к примеру, Greenpeace обратилась к ним напрямую.