В Челябинске режиссёр принял участие в выездной импровизированной планерке Metro, на которой обсудили будущий номер газеты. Андрею Звягинцеву понравилось, как читатели додумали за него, что сказать американским киноакадемикам, если вдруг фильм "Левиафан" получит "Оскар" и надо будет подняться на сцену за статуэткой.

В Челябинск Андрей Звягинцев приехал на фестиваль авторского кино, информационным партнером которого стало Metro. Перед официальным открытием «Полного Артхауса» режиссер познакомился с коллективом редакции еженедельника Metro Челябинск. Увидев выпуск, где мы предположили, как бы смотрелись кости кита из «Левиафана» в разных российских городах, удивился:

- Вы на улицах Челябинска кости кита представили? Интересно.

Как известно, фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» стал одним из номинантов на получение кинопремии «Оскар», которую будут вручать 22 февраля. Накануне этого события Metro провело на улицах города опрос, предложив челябинцам пофантазировать, что они бы сказали на месте режиссера американским киноакадемикам.

- Андрей Петрович, вы уже думали, что скажете со сцены в Голливуде, если «Левиафан» признают лучшим фильмом на иностранном языке?

- А какие варианты предложили челябинцы? – оживился автор «Левиафана».

Мы процитировали горожан. «Я рад, что мой фильм понравился настолько, что завоевал умы и сердца зрителей и критиков киноакадемии. И пожелал бы всем приятного и вдумчивого просмотра». «Здорово, что наши российские фильмы могут конкурировать с любыми зарубежными, в том числе американскими крутыми блокбастерами». «Я горжусь, что я россиянин, я горжусь людьми, которые живут в моей стране, любят жизнь, растят и воспитывают детей, несмотря ни на какие трудности и кризисы. Россия как глоток чистой воды, именно в ней я черпаю своё вдохновение». «Я самый счастливый человек на свете! Этот мой первый «Оскар» будет вдохновлять меня на создание следующих картин».

- Прекрасно. Всё так и есть. Можно я заберу эту полосу газеты с собой? Может быть, воспользуюсь.

Режиссёр сказал, что понимает - на всякий случай речь надо приготовить заранее. По его словам, можно, конечно, довериться чувствам, и если тебя объявят победителем, придумать что-то, пока идешь к сцене.

- Но регламент на вручении кинопремий очень жесткий, так как идет прямая трансляция и всё работает как часы. На «Золотом глобусе» победителям давали 40 секунд на выступление. Если ты не знаешь английского языка, чтобы свободно на нем говорить – а я его не знаю, надо было делить это время с переводчиком. Что можно успеть сказать за 20 секунд? – спросил Звягинцев.

На какие ещё вопросы о фильме Андрей Звягинцев ответил в Челябинске.

- Соответствует ли Челябинск образу российской глубинки, который вы показали в «Левиафане»?

— Это точно не вы. Но, наверное, это мой первый и последний визит к российской аудитории. Потому что, мне кажется, я не справлюсь с тем объемом негатива, который вылился на меня в Интернете. Все эти обвинения в русофобстве, антиправославности… Ответить на эти претензии просто невозможно, потому что если вы не видите, то, что вижу я, то разговаривать нам не о чем.

- Почему, как думаете, в России вокруг фильма ведется такая жесткая дискуссия?

- В разговоре с одной моей знакомой я сказал, что фильм так обсуждают, видимо, потому что он попал в самое сердце. На что знакомая заметила: «Не в сердце, а в самое «фаберже».

- Фильм вышел в непростой период для нашей страны. Не поэтому ли в отличие от россиян на Западе картину восприняли позитивно?

- Я уже устал объяснять, что не подгадывал с выходом фильма к непростой обстановке. Задумывалась картина восемь лет назад, снималась год. Мы не планировали никаких актуальных контекстов. Актуальные контексты точно планировали не мы!  Мы просто сняли понятную всем, кто может сопереживать, историю. (Примечание. Основой для сюжета «Левиафана» послужила реальная история, случившаяся в США. Сварщик, ветеран войны во Вьетнаме, долго и безуспешно судился за свою землю, которую отнял местный цементный завод, а потом снёс бульдозером и завод, и дома тех, кто как-то был связан с его бедой, и застрелился сам.) Меня очень впечатлила история Марвина Химейера. Она могла случиться, где угодно. Но я не пересказывал ту историю, а рассказал другую, совершенно русскую. И финал у нее другой, потому что русский человек более терпеливый. Но я хочу, чтобы выводы зритель сделал сам. Я всегда ухожу от ответа на вопрос, какой была моя цель, когда создавал картину. Потому что становиться между зрителем и экраном – это неверно. Мне кажется, каждый должен сам определиться с главной проблемой, поставленной в «Левиафане».

- Увидим ли мы когда-нибудь от автора «Возвращения», «Изгнания», «Елены» и «Левиафана» не проблемный фильм, а комедию?
- Сомневаюсь. В стране ежегодно снимается около сотни фильмов, большинство из которых комедии и мелодрамы. Этого, мне кажется, хватит с избытком. Почему бы ещё не посмотреть другую картину мира? У меня уже есть несколько задумок для будущих своих фильмов. Правда, они все высокобюджетные. Когда в конце февраля закончится весь этот марафон, связанный с «Левиафаном», сядем с продюсером Александром Роднянским и подумаем, что делать в первую очередь.

Мы предложили читателям придумать, что сказать киноакадемикам, окажись они на месте Звягинцева:

«Я рад, что мой фильм понравился настолько, что завоевал умы и сердца зрителей и критиков киноакадемии».
Андрей, 24 года, электромонтажник

«Я горжусь, что россиянин, горжусь людьми, которые живут в моей стране, любят жизнь, несмотря ни на что. Россия – как глоток чистой воды, в ней я черпаю вдохновение».
Алёна, 43 года, сестра-хозяйка

«Возможно, рассказал бы, что побудило меня снять именно эту картину, затронуть именно эти проблемы нашей жизни».
Никита, 18 лет, студент