Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов считает, что никакой тенденции нет:

– Просто сошлись случайно картины в прокате. Женщины на войне всегда были излюбленной темой. "А зори здесь тихие..." – классический тому пример. Что касается "Битвы за Севастополь", то о снайперах много делалось картин. Я не считаю, что это милитаризация. "Битва за Севастополь" была задумана задолго до событий на Украине. Поэтому она не имеет особого отношения к ситуации с Украиной. Просто попала вовремя. Это совместное производство России и Украины. И это своеобразное перебрасывание мостов, а не наращивание конфликтов и противоречий.

По мнению знаменитого киноведа, образы женщин-воинов могут быть связаны в целом с волной женской темы, женской режиссуры, которая захватила весь мир.

– Это идёт некая противофаза в противовес мусульманам, где судьба женщины заранее предрешена, – говорит Разлогов. – Раньше у женщин было меньше разнообразия в ролях, а теперь женщина с автоматом в руках – это самоутверждение женщин как актрис. Уровень агрессии в мире растёт, но образ женщин на войне не имеет к этому отношения. Скорее, это надо искать в фильмах ужасов.

Психолог Ольга Твардовская, напротив, считает, что именно изменения в российском обществе влияют на популярность образа воительниц:

– Женщина и война – это вещи несовместимые, а если эти вещи становятся совместимыми, то женщина превратится в архетип амазонки. А амазонка – это мужененавистница, которая отстреливает мужчин. Сейчас очень много проблем с мужскими и женскими отношениями. Женщины стали более агрессивными, они воспитывают мужчин, причём в основном это одинокие женщины. Если мальчика воспитывает мама, то он воспитывается в страхе к женщине, ведь это она берёт на себя функции мужчины: запрещает, даёт указания. И мальчики растут феминными. Образ мужчины как защитника сейчас отходит на второй план.

Феминистка Белла Рапопорт считает, что женщина с оружием в руках – это так же "естественно", как и мужчина.

– Раньше всегда писали: «Спасибо деду за победу», а в этом году появились картинки: "Спасибо бабушке и деду за их великую победу", – говорит она. – Наверное, патриотизм достиг такого уровня, что он должен захватить все слои общества, понадобились и женские образы патриотической машине. Женщина с оружием в руках или мужчина – какая разница, я вообще против войны. "Батальонъ" мне понравился. В отличие от типичных фильмов о войне, где всё так красиво, в "Батальоне" война показана так, как она есть, со всеми своими ужасами.

Любопытно, что и "Битва за Севастополь", и "Батальонъ", а ещё раньше «Василиса» – это фильмы, основанные на биографиях легендарных женщин.

– Биографии берут, потому что жизнь всегда гораздо интереснее и драматичнее вымышленной истории, – говорит продюсер картины "Битва за Севастополь" Наталья Мокрицкая. – Интерес к образу женщин на войне связан с драматургией. В этой теме больше конфликта, больше драматических вариантов развития сценария. Это закон, когда сталкивается слабое и сильное, оружие и хрупкость.

Светлана Ходченкова

Актрисе досталась главная роль в фильме «Василиса», в которой рассказано о любви дворянина и крепостной крестьянки Василисы Кожиной. У их союза не было шанса, но Наполеон вторгся в пределы Российской империи, и этот день изменил привычный уклад и сословные предрассудки. Героине Ходченковой пришлось наравне с мужчинами противостоять захватчикам.

О роли и съёмках

"Мне пришлось научиться тяжёлыми саблями махать, – рассказала Светлана Ходченкова. – Для меня эта роль – определённый вызов, и я его приняла. Раньше все мои героини были хрупкими и ранимыми. Теперь у меня началась новая история в кино: я стала играть сильных, смелых, отчаянных, безжалостных к врагу женщин. И очень этому рада!"

Мария Аронова

Аронова играет Марию Бочкарёву, которая весной 1917 года по приказу Временного правительства создаёт женский «Батальон смерти» для поднятия боевого духа на фронтах войны. Ведь мужчины не хотят проливать кровь, пьют немецкий шнапс и мечтают вернуться домой, где идёт раздел земель.

Самое сложное на съёмках

Актрисе пришлось побриться налысо, по словам Ароновой, в остальном её берегли на съёмках. Кстати, режиссёр Дмитрий Месхиев настоял, чтобы в сцене, где офицера Бочкарёву избивает ногами, бьёт в живот и по лицу её бывший муж-солдат, она ему не может ответить. Как говорит Аронова, в этой сцене её героиня "просто беспомощная баба, у которой на своего мужика рука не поднимается, в этом и трагизм русских женщин".

Юлия Пересильд

В этой российско-украинской ленте Пересильд играет легендарную женщину-снайпера, на счету которой 309 подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров гитлеровских войск. Мы видим её и на войне, и в гостях у супруги президента США Элеоноры Рузвельт во время её визита в составе советской делегации.

Самое сложное на съёмках

Во время съёмок актрису три раза закапывали, чтобы показать, как она оказалась погребённой под землёй после взрыва. "Я никогда не думала, что земля такая тяжёлая. Через какое-то время ты ничего не слышишь... – рассказывала Пересильд. – После съёмок на меня навалилась жуткая усталость. Ни руку не поднять, ни ногу".