А было ли отлучение?

Постановление Синода 1901 года стало общественным потрясением.
– Это было неожиданное решение Синода, – рассказал Metro протоиерей Владимир Вигилянский. – Синод констатировал отпадение от церкви Толстого, но не его анафематствование (отлучение. – Прим. ред.). Лев Толстой не признавал церковь как божественный организм, не признавал Христа как Бога, Толстой выступал против Символа веры, того главного, что люди принимают при крещении. Писатель сам себя отлучил, сам себя наказал, Синод лишь констатировал этот факт.
Протоиерей Георгий Ореханов, автор книги «Русская православная церковь и Л. Н. Толстой», считает, что Владимир Вигилянский лишь отчасти прав:
– Да, в тексте документа об отлучении речи не идёт, но по содержанию послание Синода является, конечно, отлучением. К нему стали появляться комментарии, где разъяснялось, что Толстому нельзя причащаться, его нельзя отпевать, когда он умрёт. Так что это как раз и было отлучением.
Когда в 1910 году Лев Николаевич в возрасте 82 лет умер, его не отпевали.
– Синод категорически запретил это делать, – рассказал Metro Георгий Ореханов. – Было отпевание самочинное, которое совершил священник. Его нашла Софья Андреевна (жена Толстого. – Прим. ред.) и заплатила ему большие деньги, но это отпевание нельзя считать действенным актом, потому что это было без разрешения Синода.
Нет на могиле писателя и креста. Правда, так он завещал похоронить себя сам.

Вред Толстого для церкви

По мнению Георгия Ореханова, спор Льва Толстого и церкви не конфликт одного человека с системой, в нём отразился конфликт, заложенный в русской культуре.
– История отлучения Толстого стала отражением религиозного кризиса, – считает Ореханов.
В этот период, по словам протоиерея, церковь фактически становится ведомством в государственной машине. Толстой против этого восставал.
Как объяснил Metro профессор истории русской литературы Владимир Линков, «учение Толстого было опасно для церкви, потому что церковь, с точки зрения Льва Николаевича, извратила христианство и не исполняла его»:
– Конечно, писатель не во всём был прав. Но, когда Толстой упрекает церковь, что она молится о послании победы над врагом, он прав. Потому что, когда воюют два каких-нибудь христианских народа и каждый обращается к Богу о победе одного над другим, это же абсурд. Когда он упрекает церковь за то, что она освящает банки, это тоже верно, ведь грех давать деньги под проценты. Но государство на земле стоит, и ему нужны банки. Это всё сложная вещь. Протестантский богослов Бультман называл Толстого христианином-максималистом. Толстой считал, раз Христос сказал: «Вам говорят: любите своего ближнего, а я вам говорю: любите врагов своих», надо следовать. Говорит Христос: «Если ты смотришь на женщину с вожделением, значит, уже прелюбодействуешь», – значит, всё... Но так, как Толстой этому следовал, могут единицы. И для обычных людей важно приходить в церковь.

Писатели и церковь

– Многие философы не признавали чудес, считали, что Христос – пророк-человек, но не Бог. Ну, например, Ньютон, Кант или самый жестокий критик христианства Ницше, – говорит профессор Линков. – Вот только никто их не отлучал, их всех почитают. Это только в нашей стране сохранилось понятие «вредный и полезный писатель», а во всём мире есть критерий – талантливый или неталантливый.
Протоиерей Георгий Ореханов уточнил, что случай с Толстым всё-таки не единичный:
– На Западе такие отлучения имели место. В Греции в ХХ веке отлучили от церкви писателя Никоса Казандзакиса. Есть фильм «Последнее искушение Христа», снятый как раз по книге Казандзакиса, за которую его и отлучила греческая церковь. А в ХIХ веке нечто подобное произошло с французским писателем Лео Таксилем.
Что касается Льва Толстого, то церковь до сих пор признаёт его отпадение.
– В церкви за Толстого не молятся, – рассказал Владимир Вигилянский. – Но в церковных учебных заведениях проходят произведения Толстого, связанные с изучением души и поступков человеческих.

После послания Синода на Толстого обрушился шквал критики. У хозяек можно было найти угольные утюги, где на поддувале размещалось изображение великого писателя.

– Такие утюги стали выпускать в Верее, когда Льва Николаевича отлучили от церкви. Каждый мог потаскать «еретика» за нос и плюнуть на него. При этом сам писатель будто «жарился на углях», – рассказала Metro Евгения Затока, культуролог парка «Этномир», в музее утюгов которого можно увидеть эту любопытную модель. – Считается, что именно литейщики, рабочие решили таким образом подшутить над «еретиком», разместив его образ с вытянутым носом на поддувале – мол, вот как народ за нос водит великого писателя.

По словам Евгении Затоки, за образец был взят угольный утюг поляков:

– В Польше ещё до 1901 года – с конца ХIХ века – выпускались утюги с поддувалом в трёх вариантах: «утюг с чёртом» (изображение чёрта с высунутым языком), «утюг с розой» и с изображением бородача. Именно его сделали похожим на Льва Николаевича.