Сегодня, 15 октября, депутаты ЛДПР планирует внести на рассмотрение в Госдуму законопроект о маркировке продуктов, содержащих пальмовое масло.

Согласно документу, предупреждение о содержании пальмового масла в том или ином продукте должно занимать не менее 30% упаковки. Планируется, что мера вступит в силу с 1 января 2016 года.

Metro решило разобраться в ситуации и узнало, насколько вредно употреблять пальмовое масло, и для чего нужны эти нововведения.

По словам врача-диетолога Елены Соломатиной, существует несколько видов пальмового масла, и не все они вредны для человека.

- Есть пальмовое масло, которое делают из плодов пальмы. Это красное пальмовое масло, оно нерафинированное – им питаются жители Малайзии, Индонезии уже на протяжении очень многих лет. Оно богато полезными свойствами, в нём содержатся бета-каротином, коэнзим Q 10, витамин Е, антиоксиданты и фосфолипиды. В нём, конечно, содержится вредная пальмитиновая насыщенная кислота, но она скомпенсирована олеиновой кислотой (именно она делает оливковое масло таким полезным). Поэтому такое масло не является вредным и даже наоборот, - рассказала Соломатина Metro.

Второй вид пальмового масла – это пальмоядровое масло. В нём отсутствуют некоторые полезные элементы, а вот концентрация пальмитиновой кислоты наоборот выше. Оно вреднее, чем пальмовое масло, которое делают из плодов пальмы.

Но, как оказалось, в Россию везут даже не пальмоядровое масло, а совершенно другой продукт.

- Пальмовое масло, которое к нам привозят, не содержит бета-каротин и фосфолипиды, оно рафинированное и дезодорированное. По сути, это даже не масло, а смесь насыщенной пальмитиновой кислоты и гидрогенизированной части масла – вред от него во много крат повышается, а полезных свойств практически нет, - считает врач-диетолог.

Почему же этот продукт везут в Россию? Всё очень просто – он дешёвый!

- Такое "пальмовое масло" значительно дешевле, долго не окисляется и таким образом сохраняет свежесть продукта. А ещё его можно хранить без холодильника. Кстати, те йогурты, которые содержат пальмовое масло, но в рекламе их хранят в холодильнике – это просто такой рекламный трюк, - считает Елена Соломатина.

По её словам, такой продукт очень вреден для человека, особенно для детей. Он плохо усваивается и выводит из организма кальций, который особенно необходим молодым растущим организмам.

Более того, по словам эксперта, такое масло делает клеточную мембрану твёрдой и непроницаемой, а ещё нарушает обменные процессы и повышается риск атеросклероза. Потребители продуктов с содержанием пальмового масла страдают от ишемической болезни сердца, инсультов, инфарктов и всем, что с этим связано.

Что же касается предложения ЛДПР ввести специальные предупреждения на продуктах, содержащих пальмовое масло, по мнению Елены Соломатиной, это просто необходимость.

- Давно пора это сделать, так как не все производители указывают пальмовое масло в составе своих продуктов. Многие из них пишут в числе ингредиентов растительное масло, которым по сути являются пальмовое масло, подсолнечное, оливковое и так далее, - подытожила эксперт Metro.

Между тем, существует и другая точка зрения, согласно которой пальмовое масло не вредит здоровью человека.

Её разделяет пищевой химик-технолог Сергей Белков.

- Мнения есть разные, а факт остаётся один: пальмовое масло не вреднее и даже полезнее, чем обычное сливочное масло, - заявил он Metro. - Если законопроект будет принят, на мой выбор продуктов он никак не повлияет. Однако я уверен, что его не примут. Существует регламент о маркировке, который обязателен к исполнению на территории таможенного союза, а надписи, которые предлагают ввести депутаты ЛДПР, напрямую противоречат техническому регламенту о маркировке.

Что же касается рекламы детского питания и других продуктов, в которых отсутствие пальмового масла заявляется, как достоинство, по словам Белкова, это не что иное, как обычный пиар ход, рождённый из спроса потребителей.

- Есть определённая группа людей, которые боятся пальмового масла. Однако за их страхом нет никаких научных оснований, - уверен эксперт. - Эти люди хотят покупать продукты без пальмового масла и производитель с удовольствием им даёт их - это маркетинговый ход. Если 80% людей готовы купить продукт, на котором написано "Без пальмового масла", производитель это напишет – он может это делать по собственному желанию, но обязать его это писать никто не в праве – это противоречит регламенту о маркировке.