Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) в рамках своей программы для начинающих IT-компаний отберёт участников для первого в России телешоу про стартапы. Программа будет запущена в 2017 году, с одним из телеканалов уже достигнуто соглашение, рассказал Metro Сергей Скрипников, заместитель директора ФРИИ. По его словам, подобный формат, когда молодые компании проходят все этапы к реально работающему бизнесу на глазах телезрителей, уже опробован в США. На канале Syfy идёт реалити-шоу Bazillion Dollar Club. Аналог есть и в Сингапуре – Start-UP. Передача настолько успешна, что продолжается уже три сезона.

– Прежде чем согласиться на участие в проекте, мы убедились, что шоу не превратится в очередной «Дом-2», – говорит Скрипников. – Мы не станем «симулировать» жизнь стартапа, строить картинку и выбирать героев. Всё будет максимально приближено к реальности. Главный критерий – доказать жизнеспособность проекта. Только реальная жизнь, только хардкор!

Для того чтобы попасть в передачу, придётся пройти обычный отбор в акселератор ФРИИ (программа подготовки IT-компаний) – с 2013 года в нём поучаствовали уже более 300 начинающих бизнесов. И уже потом самым интересным и ярким предложат место в реалити-шоу.

–  Скучно зрителю точно не будет, – говорит Скрипников. – Драматургию шоу обеспечат продюсеры. В реальной акселерации море всего интересного: завоевание новых клиентов, потеря денег, споры с сооснователями, критика от кураторов, недосып, ночёвки на рабочем месте. До трети всех стартапов не переживают «экватор»: их выгоняют, если они плохо работают и не показывают результатов  в бизнесе.

Никаких призов за победу также не предполагается, рассказывают во ФРИИ. У самых талантливых команд будет возможность добраться до следующего этапа и получить 25 млн рублей в качестве инвестиций.

– Зачем всё это нужно? – задаёт риторический вопрос Скрипников. – Посмотрите на Кремниевую долину. Она буквально «светится» героями стартаперского движения. Причём не только звездами маститых «единорогов», но и просто молодежью. Подрастающими героями. Нужно ли удивляться, что в передовых странах предпринимателем хочет стать каждый пятый-десятый человек, а у нас в стране –  максимум каждый тридцатый? Нам видится тут некоторая связь с тем, что в России телевизор «не любит» героев-предпринимателей. Чего уж там лукавить: телеканал принудительно вырезает из любых кадров имена и фамилии героев, названия их компаний - все, подчистую! Считается, что за любое упоминание надо платить!

Трудно заразиться идеей своего дела, даже в интернете, где это сейчас заметно проще, когда перед глазами нет ярких примеров, и даже редкие герои выглядят как «Петя, основатель стартапа и изобретатель вечной флешки», продолжает эксперт.

– А ведь СМИ могут внести немалый вклад как в популярность проекта, так и в имя его основателя. Неслучайно Олег Тиньков называет все проекты своим именем: его могут не любить, но продукт под «именным» брендом, рассказывает он, разлетается на ура. Мы не смогли отказать телеканалу, когда нам дали возможность попробовать исправить положение, – заключает Скрипников.