Возможность появления национального паромного оператора обсуждалась во вторник, 22 декабря, на заседании Морского совета при Правительстве Северной столицы. 

Участники встречи постановили, что национальный оператор должен работать в стране на постоянной основе с мерами государственной поддержки. Для него также будут примеряться понижающие коэффициенты к ставкам портовых сборов. 

Как сообщает «Фонтанка», на роль национального оператора претендует компания St Peter Line. Её генеральный директор Сергей Котенев, присутствовавший на встрече, заявил о намерении фирмы развивать три круизных направления: балтийское (Петербург, Калининград, Хельсинки, Стокгольм); черноморское (Сочи, Новороссийск, Крым, Батуми и, возможно, Стамбул) , а также дальневосточное (Владивосток, города Кореи и Японии).

Выражая готовность стать нацоператором, St Peter Line рассчитывает и на соответствующую поддержку из бюджета, так как уже сейчас они испытывают трудности из-за девальвации рубля.    

В компании заявили, что могут закрыть паромное сообщение с Хельсинки и Стокгольмом в 2016 году, если администрация Морского вокзала не изменит ставки аренды инфраструктуры порта, привязанные к курсу иностранной валюты. 

– Ставки можно уменьшить в пять раз, иначе мы будем неконкурентоспособны на рынке. Платежеспособного населения становится всё меньше, – процитировали слова представителей паромной компании СМИ. 

В ответ на жалобу St Peter Line губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пообещал оказать поддержку и поручил до конца января 2016 года проработать вопрос установления арендной платы в рублях. 

На встрече также было решено, что до конца марта 2016 года вице-губернаторы Северной столицы Игорь Албин, Олег Марков и Михаил Мокрецов рассмотрят предложение St Peter Line o создании национального оператора и направят соответствующее обращение в профильные федеральные министерства.

Как отметил в ходе заседания Морского совета заместитель министра транспорта Виктор Олерский, для получения государственной поддержки St Peter Line придется перейти под российскую юрисдикцию. В настоящее время паромы компании ходят под флагами Мальты. 

Источник, близкий к рынку паромных перевозок, в беседе с Metro отметил, что переход под российский флаг может быть чреват для St Peter Line рядом сложностей.

–  Российский флаг сам по себе очень строгий и предполагает большие ограничения в плане экипажа. Сейчас St Peter Line ходит под флагом Мальты, у них дешевая рабочая сила из Литвы. Если они переходят под российский флаг, то им придется брать на работу российских граждан, а это сразу другая налоговая история. Есть еще одна сложность – несмотря на то, что российский флаг считается строгим, его требования безопасности судов отличаются от евросоюзовских,   и не факт, что под ним можно будет так просто зайти в Стокгольм, – рассказал собеседник Metro.

Если говорить про направление Петербург-Хельсинки, которое St Peter Line грозится отменить из-за высоких портовых сборов, эксперты рынка считают, что понижение ставок не сильно поможет оператору в финансовом плане, так как они не возят транспорт и грузы, что обычно составляет львиную долю прибыли парамных компаний.  

– У петербургского порта сейчас действительно самые высокие сборы из всех портов на Северной Балтике. У Морского Фасада, в частности, они составляют 11 евро. Для сравнения, у портов в Таллине и в Хельсинки– 3,5 евро.  Скорее всего, у St Peter Line и так есть скидки за регулярность. Даже если они условно добьются снижения до тех же 3,5 евро, то это, конечно, отразится на сборах с пассажиров, но принципиально ситуация не изменится, потому что пассажиры не делают рентабельность паромной линии, – отмечает источник Metro.