Новости

В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева

"Повесть о настоящем человеке" больше не изучают в школах
В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева
В России молодёжь забывает подвиг лётчика Алексея Маресьева
Полевой и Маресьев. Фото РИА Новости
Полевой и Маресьев. Фото РИА Новости
Алексей Маресьев. Фото РИА Новости
Полевой и Маресьев. Фото РИА Новости1/2

К юбилею Бориса Полевого, автора "Повести о настоящем человеке", Metro пообщалось с сыном прототипа главного героя книги

В апреле 1942 года самолёт Алексея Маресьева был подбит немцами и упал в зимнем лесу, где лётчик 18 суток искал спасения. Его нашли жители деревни Плав Новгородской области, затем лётчика перевезли в госпиталь, где врачи ампутировали ему обе ноги. После этого Маресьев героически вернулся в небо и продолжил сбивать немецких асов. А в 1943 году с ним встретился Полевой, который позже написал повесть.

– Полевой, как журналист, не мог пропустить историю про лётчика без ног, – рассказывает Metro Виктор Алексеевич Маресьев, сын Героя Советского Союза. – Они встретились в землянке, папа снимал перед ним протезы. Полевого впечатлило, что у отца всё ещё кровоточили культи.

На встрече Полевой что-то записывал в блокнот, а книгу написал на Нюрнбергском процессе, где он был в качестве корреспондента "Правды":

– Там Полевой проводил время с военными преступниками и, чтобы расслабиться, во время перерывов писал книгу. Из Германии приехал с готовым текстом. Повесть опубликовали в 1946 году в журнале "Октябрь".

"ЕЖА ПАПА НЕ ЕЛ!"

Виктор Маресьев устал отвечать на вопросы, насколько правдивы события в книге. Многим, например, кажется подозрительным, почему в повести фамилия у главного героя Мересьев.

– Полевой имел на это право! Отец говорил: "Я полагаю, он это сделал, так как боялся, что я сопьюсь. И тогда повесть запретят. Сколько было спившихся после войны? Вот и перестраховался".

Виктор Алексеевич не отрицает, что в историях Маресьева и Мересьева действительно есть расхождения.

– В деревне Плав отец провёл три дня, не больше, – говорит он. – Ещё папа не находил недоеденных консервов. И ежа не ел, как это описано в книге. Ему только ящерица попалась, она ему хвост отбросила. Или вот ещё момент. В госпитале отцу действительно принесли статью про лётчика-ампутанта, но не про нашего, а про британского.

В книге не упоминается интересная деталь – оказывается, сначала на лётчике врачи поставили крест и хотели даже отвезти его в морг.

– Его накрыли простынёй– он был еле живой, – говорит Виктор Маресьев. – И тут появляется профессор Теребинский. "Это что за цыган? – спросил он, поскольку у папы были чёрные-чёрные волосы. – Ну-ка, живо его в операционную". Отец потом вспоминал: "Он склонился надо мной и уточнил, как же я гангрену заработал. А я его попросил ноги сохранить. Потом провалился в черноту, а очнулся уже без ног".

Маресьев действительно танцевал на протезах перед членами медкомиссии, чтобы его вернули в авиацию. Но даже заступничества врачей оказалось недостаточно.

– Командир эскадрильи Александр Числов три раза подходил к начальнику, чтобы он позволил Маресьеву воевать на истребителе, – говорит Виктор Алексеевич об эпизоде, которого нет в книге. – И тот не выдержал: "Надоели! Хочешь с инвалидом возиться? Пиши расписку! Если что, пойдёшь под трибунал". И дядя Саша рискнул.

ВРЕМЯ ПОКЕМОНОВ

Виктор Маресьев прочитал повесть в шестом классе.

– Тогда ещё не задумывался, какая в книге заложена мудрость, – говорит Виктор Алексеевич. – Лишь повзрослев, понял! Автор хотел, чтобы у читателя появилось желание обладать такой же силой воли, как у отца.  

Сын Маресьева подчёркивает, что благодаря книге многие люди, находясь на грани, понимают: нельзя отчаиваться, нужно бороться.

– Знаете лётчика Юрия Козловского? – говорит Виктор Маресьев. – Он тоже потерял ноги! Но взял пример с Маресьева. Или вот известен случай, как десантник наступил на мину и попал в инвалидную коляску. Но глаза у него – маресьевские! Даже машину освоил, ездит. Однажды отцу написала испанка. Врачи поставили смертельный диагноз её дочери, из-за чего женщина рассталась с любимым человеком. Тогда она стала задумываться о смерти, и тут ей попалась книга Полевого. Прочитав, она поняла, что нужно бороться за жизнь. В итоге дочь вылечили и она нашла нового мужа.

Несмотря на очевидную ценность книги, "Повесть о настоящем человеке" убрали из школьной программы.

– Сейчас в школе такую литературу не проходят, – вздыхает Виктор Маресьев. – Я много куда обращался, в том числе в Министерство культуры. Но не интересует эта книга! К слову, однажды я на телевидении спросил, почему нет программ о ветеранах? Мне сказали: "Не формат, Виктор Алексеевич!" Вот так. А ведь это наша история... Кто сейчас из молодёжи знает Маресьева? А покемона? Вот покемона знают все. Увы, произошла подмена ценностей!

"ПОЛЕВОЙ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛА!"

Metro провело опрос – мы поинтересовались у молодых людей, кто был прототипом главного героя повести Полевого. Варианты ответов предлагали такие: безногий лётчик, безногий танкист или безногий снайпер.

– Не знаю про такого, – сказала девушка, услышав имя писателя. Она предпочла не называть себя.

Ответ 18-летней Ольги тоже не порадовал.

– Я даже не читала эту повесть, – призналась она.

– А про Алексея Маресьева знаете? – даём подсказку.

– Нет, – отрезала девушка.

Программист Данила, выслушав варианты ответов, уверенно заявил, что прототипом был снайпер.

– Сложные вопросы задаёте, – расстроилась 17-летняя Юля. Но, услышав фамилию героя, девушка внезапно выпалила: – Лётчик!

– Как раз собирался прочитать – у меня бабушка учительница литературы, – пообещал Михаил. – Я барабанщик, у меня времени нет! Но знаю эту книгу. Каждый должен прочитать.

Итоги опроса таковы: твёрдую уверенность в знании произведения проявил лишь один человек из десяти. Уже отчаявшись, мы повстречали 22-летнего Николая Иванова, который хорошо знаком с повестью.

– О-о, Борис Полевой! – обрадовался он. – Книгу читал. У меня отец сам в авиации!

Николай стал единственным из опрошенных, кто сам назвал фамилию героя.

11 вражеских самолётов сбил Алексей Маресьев, из них 4 до ампутации, и 7 – после