Находка. Поисковый отряд «Патриот 60» раскрыл очередную тайну Великой Отечественной войны. Возле озера Ворожейка в Невельском районе Псковской области осенью 1943 года рухнул «летающий танк» Ил-2, обломки которого обнаружили лишь сейчас. Там же нашли останки бойца Красной Армии, который всё это время числился без вести пропавшим.

– Провели традиционный опрос местного населения о событиях войны, – рассказал Metro командир поискового отряда Кирилл Шляц. – Несколько старожилов сообщили, что в данном районе когда-то упал самолёт. В начале марта стали проверять информацию. И вскоре нашли воронку, забитую обломками от самолёта – авиационным алюминием и другими предметами. Ил-2 разбился вдребезги в результате сильнейшего удара о землю.

Наткнувшись на место крушения, поисковый отряд первым делом с помощью мотопомп откачал из воронки грязную воду. Тяжёлый глинистый грунт усложнял проведение раскопок. Целым остался лишь двигатель Ил-2 весом почти в тонну, который ушёл на четыре метра в глубину. Его доставали с помощью лебёдки, тали и домкрата.

– Сложно было определить, какой именно самолёт упал, – говорит Шляц. – Обнаружили это, лишь когда нашли рядом медаль воздушного стрелка Николая Слепченко – узнав, кто её обладатель, выяснили, что здесь разбился экипаж Ил-2. Как именно был сбит самолёт, мы сказать не можем. Либо его сбили наземными зенитными орудиями, либо самолётами противника. Тогда шли бои вокруг города Невель, и самолёт рухнул на позицию немцев...

СУДЬБА СТРЕЛКА

21 октября 1943 года советский штурмовик Ил-2 вылетел на боевое задание к городу Великие Луки, в свой последний полёт.

21-летний пилот Михаил Аккалаев находился за штурвалом самолёта, а за его спиной оборону хвоста держал 18-летний воздушный стрелок Николай Слепченко, который обстреливал противников из пулемёта.

Немецкие штурмовики обычно нападали сзади, поэтому совсем ещё юному стрелку приходилось быть предельно внимательным. Однако что-то во время полёта пошло не так. 948-й штурмовой авиаполк, не дождавшись возвращения Ил-2 с боевого задания, объявил о пропаже экипажа.

С тех пор родственники Николая Слепченко, отправляя запросы в военкомат, получали один и тот же ответ: «числится пропавшим без вести». Надежда, что он остался в живых, не угасала много лет, но теперь, благодаря работе поискового отряда, стало доподлинно известно – Слепченко погиб во время войны.

Воздушный стрелок Николай попал на фронт в августе 1943 года и до рокового дня совершил двадцать боевых вылетов. Не раз он помогал группе штурмовиков возвращаться с заданий без потерь. Как следует из архивных документов, чаще всего юноше приходилось обстреливать немецкие истребители ME-109 и FW-190, которые атаковали сзади, но напарывались на ураганный огонь стрелка. Его мгновенная реакция, способность прицельно расстреливать вражеские самолёты зачастую заставляла соперника отступать. В наградном листе бойца Красной Армии есть характеристика: "Смелый, храбрый, отважный воздушный стрелок, достоин правительственной награды-ордена "Красная Звезда".

К сожалению, эту награду он получить не успел, зато "за образцовое выполнение боевых заданий" юноше вручили медаль "За отвагу". Единственную боевую награду Слепченко получил всего за несколько недель до гибели.

– Домой всё время докладывали, что самолёт не вернулся с поля боя, – рассказывает Metro племянник стрелка Павел Кузнецов. – Постоянно в военкомат отправляли запросы, а ответ был один и тот же – Николай Слепченко пропал без вести. И до сих пор нам неизвестно, при каких обстоятельствах он погиб.

ЛЁТЧИК В ПЛЕНУ

Михаил Аккалаев был более опытным бойцом – за несколько лет до крушения Ил-2 он отучился в Краснодарском лётном училище, после чего совершил немало успешных боевых вылетов.

– Сначала убили стрелка – зениткой, или чем-то ещё, а папа выпрыгнул, – рассказывает дочь Аккалаева Жанна Михайловна. – Он упал в лесу, сломал ногу, и немцы забрали его в плен.

Офицер Красной Армии заинтересовал немецкое командование. Аккалаева хотели заставить служить в воздушном флоте фашистской Германии, не раз пытали его. Но он упрямился и неоднократно пытался сбежать из лагеря в Мюнхене.

– Однажды его и ещё трёх человек поймали, – вздыхает Жанна Михайловна. – Тех, кто пытался с ним бежать, расстреляли. Его тоже поставили на расстрел. Он мне рассказывал: "Я упал, думал, что всё, пуля в меня вошла. Встаю - нет. Со мной украинцы были, вот их расстреляли".

За побег Аккалаева жестоко избили прикладом автомата.

– Так избили, что зубы были видны, голова вся была побита, – едва сдерживая слёзы, продолжает свой страшный рассказ Жанна Михайловна.

Освободили лётчика союзные войска, а когда он вернулся на родину, советские службы долго выясняли, что именно произошло с Аккалаевым.

– Проверяли, не перешёл ли он к немцам, – говорит Жанна Михайловна.

Однако завербовать советского лётчика врагу так и не удалось. После войны Аккалаев жил дома, в городе Алагир Северной Осетии. Умер в 70-е годы – хватил удар, когда он смотрел фильм о войне «Обратной дороги нет».

В ближайшее время в Псковскую область приедут родственники стрелка и пилота. Сестра Николая Слепченко до сих пор жива, ей в Новошахтинск передадут останки брата и его медаль. Родственники Аккалаева приедут из Северной Осетии, чтобы получить педаль управления подкрылками самолёта, а также землю с места крушения.